Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Александра БОЧАВЕР

Драконов надо побеждать

Но так ли уж правильно – не плакать, если грустно, и не бояться, если очень страшно?

Нам нравится думать, что мы ведем себя правильно. И на самом деле этику, систему ценностей каждый вырабатывает для себя сам, но посыл для этого мы получаем от родителей и учителей, через обстоятельства и фильмы, через искусство, моду и рекламные ролики. Огромное количество внешних воздействий объясняет нам, к чему следует стремиться: родители воспитывают, искусство вдохновляет, реклама провоцирует… Но идеальные образы – они разные, и приходится решать: все-таки к чему же и как нужно стремиться?
Когда начинают воспитывать ребенка, вскоре становится ясно, что гораздо проще ориентировать его на поступки: сказать «обманывать – плохо» или «помогать – хорошо», тем самым сформулировав общее правило, как отличить хороший поступок от дурного. Поэтому так часто обращаются к примерам и сравнивают: «Вот твой брат никогда не плачет» (а почему плакать – плохо?) или: «Драконов надо побеждать, рыцаря за это наградят в конце сказки. Ты тоже должен быть храбрым и не бояться драконов…» Поэтому ребенок сначала перенимает образцы поведения и лишь потом, да и то не всегда начинает задумываться: а так ли уж правильно – не плакать, если грустно, и убивать дракона, если он высиживает детенышей?..
Пик подражания чужим поступкам приходится на подростковый возраст, когда человек формирует представление о себе, пытается выбрать путь из тех, которые видит перед собой, и поэтому очень чувствителен к авторитетам. Соответственно он стремится перенять и этическую систему, которая подспудно присутствует в импонирующих ему поступках.
В одном исследовании этических установок подростков сравнивалось, насколько похоже одиннадцатилетние и восемнадцатилетние подростки описывают себя и предложенных литературных персонажей. То есть насколько они готовы принимать и перенимать образцы поведения этих героев, заимствовать их моральные принципы. Все предложенные персонажи имели разные этические установки, но были чрезвычайно обаятельны: Остап Бендер, Дон-Кихот, д’Артаньян и Снусмумрик. Потому что кто же захочет быть похожим на персонажа, который никому не нравится?
Предполагалось, что Дон-Кихот – это воплощение первой этической системы, где чистота намерений сочетается с избирательностью методов достижения целей. Д’Артаньян – носитель второй системы – стремится к благородным целям, но неразборчив в способах их достижения. Остап Бендер – персонаж, который движется в собственном направлении, не обращая внимания на сомнительность своих целей и методов. И наконец, Снусмумрик – загадочный персонаж Туве Янссон, играющий на губной гармошке и вообще не совершающий поступков: он вне этики, он уходит и приходит, когда ему хочется…
Результаты оказались любопытными. Пятиклассники и особенно пятиклассницы тяготеют к сильному сходству с д’Артаньяном и Остапом Бендером. Остроумие и энергичность для них привлекательнее задумчивости Снусмумрика и рыцаря Печального Образа, что вполне закономерно: в 11 лет обычно важнее события, чем размышления. Да здравствуют шутки и шпаги! А Дон-Кихот и подавно вызывает жалость с оттенком презрения. Однако среди студентов соотношение сходства с персонажами изменяется. Максимум совпадений возникает с бродягой Снусмумриком – таинственным, поэтичным и не вовлекающимся в суету происходящего. Дон-Кихот тоже становится ближе. То есть видно, что в конце подросткового возраста интерес к внешней, «приключенческой» стороне жизни ослабевает, а возрастает внимание к ее внутренним событиям. Отсюда привлекательность снусмумричьей позиции невмешательства: хочется посмотреть на все со стороны. И может быть, потом сочинить про это песенку. Взрослеющий ребенок становится более интровертом, он отстраняется и задумывается: стоит ли проникать в спальню дамы под видом другого, как д’Артаньян? Или полжизни провести в погоне за стульями с сокровищами?
Между 11 и 18 годами жесткая и поверхностная позиция по поводу того, на кого стоит быть похожим, а на кого – ни за что, изменяется в сторону меньшей категоричности. Возникает больше вопросов и сомнений. То есть варианты пересматриваются – даже когда предложено всего четыре. А в действительной жизни их гораздо больше, и, конечно, итоговый выбор сделать сложнее.
18-летние опрошенные студенты находились в самом разгаре поисков самих себя: все внешние сложности откладываются на второй план, а в фокусе внимания оказываются вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Куда мне?», «Что мне для этого делать?» и «Чего делать нельзя?». В итоге (у некоторых в начале подросткового возраста, у других лет в 20) формируется определенная этическая позиция. Она появляется из авторской переработки всех вариантов, предлагаемых окружением, из правил, запретов, рекомендаций и, главное, реальных примеров и начинает регулировать поведение. Теперь обстоятельства, мода и привычки уже не властны над человеком. Он знает, как он должен себя вести, что ему дозволено сделать в крайнем случае и чего нельзя совершать никогда. И можно начинать кого-нибудь воспитывать…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru