Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ШКАЛА СРАВНЕНИЙ 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

48 образовательных систем и мы

Какое место занимает Россия в международном рейтинге

Кто говорит, что российское образование – лучшее в мире, кто жалуется, что от него ничего не осталось. А что, если обратиться к данным статистики?

На сайте www.ed-union.ru   опубликован доклад: наша система образования сравнивается с образовательными системами 49 стран мира по 24 показателям. Доклад подготовили доктор экономических наук А.В.Полетаев, кандидат экономических наук М.Л.Агранович и Л.Н.Жарова.
При всей относительности любых сравнений (у каждой страны своя история, культура, традиции) такая работа позволяет определить глобальные тенденции в образовании.
Уровень образования, естественно, связан с экономикой страны. Россия относится к числу стран с «низким уровнем дохода» на душу населения и в нашем списке из 49 стран занимает по этому показателю 35-е место.
При этом грамотность населения у нас такая же, как в богатых странах – 99%. Впрочем, ученые считают этот показатель завышенным. Грамотными мы считаем тех, кто умеет читать. А в большинстве стран требуется еще и умение писать. Во-вторых, уровень грамотности в России определяют только в возрастной группе от 9 до 49 лет, в других странах – от 15 и до бесконечности. А главное, уровень грамотности – идеологический показатель.
Как ни страшно звучит, но наше бедное образование выручает снижение рождаемости, идущее с рекордной скоростью. По прогнозам ООН, численность нашего населения в возрасте от 15 до 19 лет сократится к 2015 году на 47%. (В Швейцарии – на 20%). Это дает возможность увеличить расходы «на оставшихся», создать им более благоприятные условия.
В России охват населения образованием очень неравномерен. Для средней и старшей школы он довольно высок. А вот для дошкольников и начальной школы – ниже, чем у беднейших стран. Стремясь продлить время учебы, чиновники все время пытаются добавить школе еще один старший класс, а надо бы пару младших. Но на это требуются совсем другие средства. Спальни, игровые комнаты, особым образом подготовленные учителя – дорого и долго. Дешевле ввести приказом 12-й класс, а малыши по-прежнему останутся необразованными.
Что касается старших возрастов, то здесь проблемы другого плана. Слишком мало детей учатся в старших классах, в ПТУ, колледжах (40% в России, 65% в европейских странах). Слишком много в институтах (28% в России, 4% в Люксембурге, 23% в США). При этом коэффициент выпуска учащихся у нас один из самых высоких. Комментировать этот факт сложно. Можно считать его следствием приписок, формализма и равнодушия, а можно – результатом самоотверженных усилий педагогов.
Еще одна отличительная особенность образования в России – ничтожно малая доля негосударственных учебных заведений на всех уровнях. В довузовских негосударственных учебных заведениях учатся всего 0,3 процента детей. В высших учебных заведениях – около 10% (к примеру, в Нидерландах 92 и 68% соответственно). При этом речь идет не об источниках финансирования школы, а о том, кто ею управляет. В большинстве стран частные школы финансируются и государством в том числе, оно не отказывается от своих обязательств, только не вмешивается в вопросы управления и контроля, передав эту функцию различным общественным организациям.
Важное значение для анализа состояния системы образования имеет показатель соотношения числа учеников и педагогов. Как правило, в бедных странах на одного учителя приходится много учеников, в богатых – наоборот. В России же этот показатель превышает уровень самых богатых стран мира. На одного ву-
зовского преподавателя приходится 11 студентов (в США – 13). Педагогов у нас, оказывается, очень много, возможно, больше, чем надо, особенно в вузах. Вопрос, видимо, в организации их труда.
Конечно, надо смотреть не только на количество. Скажем, по соотношению мужчин и женщин в профессии мы занимаем последнее место в мире. Учительниц у нас настолько больше, что сравнивать не с кем. Связано это прежде всего с уровнем оплаты труда. В тех странах, где учительская профессия престижна и хорошо оплачивается, мужчин в школе вполне достаточно. В России это хорошо заметно на уровне высшего образования. Здесь мужчин больше, чем в школе, потому что денег больше платят.
Чему же учат детей многочисленные учительницы? Сразу оговоримся, учат примерно столько же часов в среднем, сколько и в других странах. Поэтому перегруженность наших школьников связана не с большим количеством уроков, а с неправильным распределением учебной нагрузки. Прежде всего в младшем возрасте. Аудиторная нагрузка в начальной школе гораздо ниже среднемировых показателей. Имеет значение, сколько часов отводится на каждый предмет. Российская школа в основном занимается языком и литературой, на втором месте – математика, естественные науки. Зато на популярные в других странах предметы общественного и эстетического цикла, на спорт времени отводится очень мало.
В заключение самое важное – финансирование. В России очень низкий уровень финансирования образования даже относительно невысокого уровня доходов страны. Соотношение этих сумм и ВВП ниже только в Турции, Китае, Индии. При этом начальное и вузовское образование финансируется лучше, экономят на школе. Если пересчитать, какой процент от ВВП тратится на одного школьника, получится такая ничтожная сумма, что хуже только в Зимбабве.
Что касается частных расходов на образование, то здесь мы на уровне мировых стандартов. 15-е место среди 39 стран. То есть родители платят за все, за что не платит государство. В богатых странах мира вопреки распространенному убеждению именно государство финансирует подавляющую часть расходов на образование. В бедных – само население. В европейских странах в среднем 12% от общей суммы расходов платят родители, в России – 26%, в Китае – 44%.
Итак, наше образование, конечно, небогатое. Однако, как выясняется, не все наши проблемы от бедности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru