ШКАЛА СРАВНЕНИЙ
48 образовательных систем и мы
Какое место занимает Россия в
международном рейтинге
Кто говорит, что российское образование
– лучшее в мире, кто жалуется, что от него ничего
не осталось. А что, если обратиться к данным
статистики?
На сайте www.ed-union.ru
опубликован доклад: наша система образования
сравнивается с образовательными системами 49
стран мира по 24 показателям. Доклад подготовили
доктор экономических наук А.В.Полетаев, кандидат
экономических наук М.Л.Агранович и Л.Н.Жарова.
При всей относительности любых сравнений (у
каждой страны своя история, культура, традиции)
такая работа позволяет определить глобальные
тенденции в образовании.
Уровень образования, естественно, связан с
экономикой страны. Россия относится к числу
стран с «низким уровнем дохода» на душу
населения и в нашем списке из 49 стран занимает по
этому показателю 35-е место.
При этом грамотность населения у нас такая же,
как в богатых странах – 99%. Впрочем, ученые
считают этот показатель завышенным. Грамотными
мы считаем тех, кто умеет читать. А в большинстве
стран требуется еще и умение писать. Во-вторых,
уровень грамотности в России определяют только в
возрастной группе от 9 до 49 лет, в других странах
– от 15 и до бесконечности. А главное, уровень
грамотности – идеологический показатель.
Как ни страшно звучит, но наше бедное образование
выручает снижение рождаемости, идущее с
рекордной скоростью. По прогнозам ООН,
численность нашего населения в возрасте от 15 до 19
лет сократится к 2015 году на 47%. (В Швейцарии – на
20%). Это дает возможность увеличить расходы «на
оставшихся», создать им более благоприятные
условия.
В России охват населения образованием очень
неравномерен. Для средней и старшей школы он
довольно высок. А вот для дошкольников и
начальной школы – ниже, чем у беднейших стран.
Стремясь продлить время учебы, чиновники все
время пытаются добавить школе еще один старший
класс, а надо бы пару младших. Но на это требуются
совсем другие средства. Спальни, игровые комнаты,
особым образом подготовленные учителя – дорого
и долго. Дешевле ввести приказом 12-й класс, а
малыши по-прежнему останутся необразованными.
Что касается старших возрастов, то здесь
проблемы другого плана. Слишком мало детей
учатся в старших классах, в ПТУ, колледжах (40% в
России, 65% в европейских странах). Слишком много в
институтах (28% в России, 4% в Люксембурге, 23% в США).
При этом коэффициент выпуска учащихся у нас один
из самых высоких. Комментировать этот факт
сложно. Можно считать его следствием приписок,
формализма и равнодушия, а можно – результатом
самоотверженных усилий педагогов.
Еще одна отличительная особенность образования
в России – ничтожно малая доля
негосударственных учебных заведений на всех
уровнях. В довузовских негосударственных
учебных заведениях учатся всего 0,3 процента
детей. В высших учебных заведениях – около 10% (к
примеру, в Нидерландах 92 и 68% соответственно). При
этом речь идет не об источниках финансирования
школы, а о том, кто ею управляет. В большинстве
стран частные школы финансируются и
государством в том числе, оно не отказывается от
своих обязательств, только не вмешивается в
вопросы управления и контроля, передав эту
функцию различным общественным организациям.
Важное значение для анализа состояния системы
образования имеет показатель соотношения числа
учеников и педагогов. Как правило, в бедных
странах на одного учителя приходится много
учеников, в богатых – наоборот. В России же этот
показатель превышает уровень самых богатых
стран мира. На одного ву-
зовского преподавателя приходится 11 студентов (в
США – 13). Педагогов у нас, оказывается, очень
много, возможно, больше, чем надо, особенно в
вузах. Вопрос, видимо, в организации их труда.
Конечно, надо смотреть не только на количество.
Скажем, по соотношению мужчин и женщин в
профессии мы занимаем последнее место в мире.
Учительниц у нас настолько больше, что
сравнивать не с кем. Связано это прежде всего с
уровнем оплаты труда. В тех странах, где
учительская профессия престижна и хорошо
оплачивается, мужчин в школе вполне достаточно. В
России это хорошо заметно на уровне высшего
образования. Здесь мужчин больше, чем в школе,
потому что денег больше платят.
Чему же учат детей многочисленные учительницы?
Сразу оговоримся, учат примерно столько же часов
в среднем, сколько и в других странах. Поэтому
перегруженность наших школьников связана не с
большим количеством уроков, а с неправильным
распределением учебной нагрузки. Прежде всего в
младшем возрасте. Аудиторная нагрузка в
начальной школе гораздо ниже среднемировых
показателей. Имеет значение, сколько часов
отводится на каждый предмет. Российская школа в
основном занимается языком и литературой, на
втором месте – математика, естественные науки.
Зато на популярные в других странах предметы
общественного и эстетического цикла, на спорт
времени отводится очень мало.
В заключение самое важное – финансирование. В
России очень низкий уровень финансирования
образования даже относительно невысокого уровня
доходов страны. Соотношение этих сумм и ВВП ниже
только в Турции, Китае, Индии. При этом начальное
и вузовское образование финансируется лучше,
экономят на школе. Если пересчитать, какой
процент от ВВП тратится на одного школьника,
получится такая ничтожная сумма, что хуже только
в Зимбабве.
Что касается частных расходов на образование, то
здесь мы на уровне мировых стандартов. 15-е место
среди 39 стран. То есть родители платят за все, за
что не платит государство. В богатых странах мира
вопреки распространенному убеждению именно
государство финансирует подавляющую часть
расходов на образование. В бедных – само
население. В европейских странах в среднем 12% от
общей суммы расходов платят родители, в России –
26%, в Китае – 44%.
Итак, наше образование, конечно, небогатое.
Однако, как выясняется, не все наши проблемы от
бедности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|