Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ПОПРОБОВАТЬ, ЧТО ЛИ?

Как известно, после каникул проблем с дисциплиной у учителей прибавляется. А уж после летних – тем паче! Каждый учитель, конечно, как-то по-своему их решает, и вежливая тишина худо-бедно воцаряется на уроках. А рабочий настрой?..
Некоторые учителя считают, что если им внимают хотя бы 5–6 учеников, то урок уже состоялся: ведь остальным, мол, мой предмет в вуз не сдавать! Другие, заметив даже одну пару отсутствующих глаз, теряют покой и сон: как это мой предмет кому-то может быть неинтересен?!
Что же делать с этими сонями, лентяями, оболтусами и разгильдяями? Мы, понимаешь, из кожи вон лезем, “несем свет”, а они “ну никак не желают тянуться к знаниям”. “И это современная молодежь! Ничего не хотят, ничем не интересуются!” Так? И что дальше? Призывать к сознательности? Припугнуть двойкой, родителями или директором?
Так вот, кому прискучило или противно насильничать, то и дело входя в одну и ту же мутную реку, мы предлагаем заняться созданием рабочего настроя. Не для избранных, а для всего класса в целом. Но чтобы рабочий настрой возник, негоже учителю стоять фонарным столбом у доски, якобы “неся свет”. Ему нужно самому поскорее засучить рукава – для того, например, чтобы вывести по воздуху самую-самую (трудную или легкую, длинную или короткую) формулу из учебного материала предыдущего года. А потом по считалочке(!) уступить место другому.
Через несколько конов, глядишь, и “срез знаний” тебе, и “повторение пройденного”, не говоря о рабочем настрое.
Такая малость – а всем хорошо. И у учеников, как ни странно, глаза горят. И учителю наконец-то ни к чьей совести взывать не надо. Потому что прежние лоботрясы вдруг оказались на самом деле прекрасными учениками!

“Шел баран по крутым горам”

Универсальные задания на каждый день

Без внутреннего преодоления очередных порогов трудности любая дидактическая игра теряет для участников живой смысл. Поэтому задача учителя — давать новые модификации задания, которые позволят ученикам обнаруживать для себя все новые и новые препятствия.

Живой алфавит

Ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учениками и задает какое-нибудь слово – труднопроизносимый (или новый) термин (например, параллелограмм, экзистенциализм), словарное слово или словосочетание (брошюра, терраса или не по праву). После этого по сигналу на счет: “Раз, два, три – ЗАМРИ!” – к доске должны выбежать те ученики, чья буква входит в слово, и, встав в определенной последовательности (букв в слове), хором произнести его. Или – что гораздо сложнее, полезнее и даже интереснее – озвучить по слогам, когда каждый слог произносится только теми “буквами”-учениками, из которых этот слог состоит.
Если в слове одна и та же буква повторяется несколько раз (например, Р в слове брошюра или Г в слове галогены, а в слове терраса повторяются буквы и Р, и А), то ученикам приходится на ходу выдумывать, обсуждать и выбирать способы выполнения, отыскивая самый для них приемлемый или интересный. Эти же проблемы возникают и тогда, когда одному и тому же ученику при раздаче алфавита достались две разные буквы, каждая из которых входит в “выстраиваемое” слово.
Любые разновидности “Живого алфавита” можно использовать также для тренировки терпения и выдержки. Для этого нужно договориться о таком дополнительном правиле: работаем без счета (раз, два, три…), но и без подсказок, то есть нельзя ни торопить, ни подталкивать друг друга. Если кто-то не сообразил (или, отвлекшись, забылся и потому пропустил свою очередь), все терпеливо ждут. Если пауза очень затянулась, то буквам объявляется проигрыш. И только после этого ученикам можно начинать выяснять, кто же из них напортачил.
Ученикам более полезно и интересно, когда они сами тем или иным способом – например, жеребьевкой или по считалочке – выбирают ведущего, который задает слово для построения и проверяет (с помощниками или с “судьями”) результат.
Желательно после каждого проигрыша раздавать алфавит заново. Некоторым учителям это кажется слишком хлопотным, а ученикам – слишком сложным: ведь записывать полученные буквы нельзя! Но иначе игровой азарт быстро выветривается и задание становится неинтересным.

Воздушное письмо

Ученики выбирают ведущего. Стоя спиной к классу, он крупно пишет по воздуху какую-нибудь букву (дату, формулу и пр.) – не меньше метра в диаметре! Все отгадывают ее, при этом отгадывающие часто непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию материала.
Разумеется, отгадать загадку может тот, кто данную букву уже знает. Но повторять движения, совершенные ведущим во время письма, может захотеть любой ученик, в том числе и самый слабый. А чтобы это произошло, необходимо избегать монотона. То есть в разнообразии слов и способов написания должны быть интересные неожиданности – вплоть до экзотических!
Например, воздушные письма выводить по воздуху можно: плечом, головой, ухом, ногой, коленкой и т. д.
Как усложнение, оживляющее интерес к заданию, может быть предложено написание букв в зеркальном отражении.
На алгебре, геометрии, физике, химии ученикам полезно выводить по воздуху формулы и уравнения. На истории, литературе и МХК – даты. На уроках иностранного, а также русского языка – алфавит, слова, словосочетания.

Умная клавиатура

Между учениками (сидящими за партами, но лучше – на стульях, поставленных полукругом) распределяются буквы алфавита (по нескольку букв каждому) с условием: никто ничего не записывает – все работают по памяти!
Затем распределяются служебные клавиши и(или) функции:
– кому-то из учеников – функцию shift (для обозначения заглавных букв он должен будет встать вместе с нужной буквой, но в отличие от буквы – без хлопка), кому-то – клавишу дефис;
– нажатие на клавишу точка обозначается всем классом так: ученики, сидя на своих местах, согнутым пальцем дружно стучат один раз по столу;
– клавиша запятая обозначается всеми сидящими учениками уже двойным постукиванием по своему столу;
– для обозначения работы клавиши пробел все должны встать и один раз дружно хлопнуть в ладоши.
Затем учитель проводит мини-тестирование клавиатуры. Наугад называя какую-нибудь функцию или букву, он хлопает в ладоши (что обозначает нажим на клавишу). Поднимается тот ученик, кому досталась названная буква, и в ответ один раз хлопает в ладоши.
Затем учитель произносит какую-нибудь легкую фразочку типа “В ногах правды нет” (легкую – для того, чтобы потом перейти к более сложным фразам типа “НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно” и приступает к ее набору на клавиатуре.
Он “нажимает” клавишу первой буквы – хлопает в ладоши. Встает ученик, которому при распределении досталась буква “В”, и ученик, которому при распределении досталась функция shift. Первый хлопает, после чего оба молча садятся. Все в уме отмечают, что на экране монитора “напечатана” буква В.
В заданной фразе первое слово состоит из одной буквы. Далее должен идти пробел. Поэтому следующий хлопок ведущего обозначает нажим на клавишу интервала – все одновременно встают и хлопают в ладоши. Это обозначает, что на экране монитора за предлогом “В” появился пропуск, после которого можно печатать следующее слово.
Затем на хлопок педагога отвечает буква Н, потом буква О, и так до следующего пропуска, отделяющего одно слово от другого. Точка в конце фразы “печатается” по договору – одним дружным стуком по парте.
На уроках это упражнение осваивается быстро, и ученики (как в средней, так и в старшей – профильной – школе) с энтузиазмом берутся печатать правила, определения, термины, словарные слова. Обращаем внимание учителей, что набор тех или иных букв не следует закреплять за учениками надолго. И для развития игровой атмосферы, и для тренировки ученической памяти полезно каждый новый кон начинать с нового распределения букв и мини-тестирования.
В упражнении “Умная клавиатура” каждый ученик вынужден внимательно следить за ходом печатания даже в том случае, если в его наборе нет буквы, нужной для печатания. Если он не будет делать этого, то ни одновременного пропуска, ни точки не получится. В этом случае ведущий объявляет, что клавиатура бракованная. И, выбросив воображаемую клавиатуру в мусорную корзину, распаковывает новую, то есть заново раздает участникам буквы.
Конечно, ученикам при этом приходится несладко. Ведь каждому из них, только что запомнившему определенную комбинацию доставшихся букв (например, Е, Л, Х), приходится эту теперь ставшую “старой” комбинацию специально забыть, чтобы не путать с комбинацией новой (например, Л, О, Ъ). Но в этом неудобстве и заключается игровое наказание проигравших. Ведь без проигрыша игра – не игра.
Обычно для учеников, которые еще не сильны в правописании, проблему представляет грамотное написание заданного. Они, например, могут искренне задумываться, как же печатается слово биссектриса – в каком месте двойная С? Е или И нужно поставить в первом и втором слогах? И чем дольше они думают, тем результат, как правило, плачевнее.
Преодолевать подобное препятствие и приобретать навык автоматической грамотности помогает темпоритм. Если учитель своими хлопками удерживает ритм, то участники невольно начинают подчиняться четкости заданного ритма, и тогда задание обретает в глазах учеников игровую привлекательность. Они с энтузиазмом начинают удерживать в памяти набор доставшихся им букв, внимательно следить за движением курсора по набираемому тексту и терпеливо ждать приближения одной из своих букв, чтобы отметить ее своевременным хлопком.
Ну и, наконец, о том, что иногда то удовольствие, с которым первоначально выполнялось упражнение, исчезает и ученики начинают выполнять его с неохотой. Чаще всего это происходит из-за того, что предыдущий порог сложностей уже пройден, а без внутреннего преодоления каких-то порогов трудности любое упражнение теряет для исполнителей живой смысл. Поэтому задача педагога – давать новые модификации задания, которые позволят ученикам обнаруживать для себя все новые и новые препятствия, которые при поддержке темпоритма вызовут в свою очередь новый прилив ученического энтузиазма по их бескорыстному преодолению.

Вячеслав БУКАТОВ,
Александра ЕРШОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru