Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2004

Только в номере

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Письма в газету

Детей учат подчиняться и выполнять чужие требования. И требуют от педагогов точно такого же подчинения. Такая школа не для меня.
С уважением Наталья А.
Московская область

Побывав на августовском методическом объединении, я всерьез задумалась: стоит ли продолжать работать в школе? После методобъединения в голове только одно: новые требования я выполнять не могу. И не хочу.
Вот то, что заставило меня думать именно так. Пожелания, спущенные в школы пока в виде рекомендаций. Но вполне возможно, что скоро они станут требованиями к нашей работе.

1. Директора школ должны не уроки вести, а осуществлять мониторинг знаний.
Получается, что директор перестает быть учителем и становится контролером. Но как же он поймет своих коллег? В педагогике много нюансов, понятных, только если ты сам работаешь с детьми. Кроме того, директор, не ведущий уроки, может потерять авторитет среди своих коллег. Не хочу работать под надзором того, кто сам не может войти в класс.

2. Каждый классный руководитель должен собирать сведения об учащихся, отзывы о них, складывать все в отдельную папку, чтобы в конце обучения получилась адекватная картина достижений, умений каждого ученика.
Какие такие сведения я должна собирать о своих учениках? Отзывы учителей, друзей, родителей? Ничего себе! Что-то подсказывает, что это российская интерпретация известного метода оценивания через портфолио. Только изначально он задумывался не как сбор сведений о ребенке, а как его собственная копилка своих успехов и достижений. Не хочу ни на кого собирать досье. И не буду.
3. Новый закон о стандартах предполагает финансирование школы в зависимости от количества учащихся в ней.
Это нововведение лично меня, как учителя крупной школы, касается мало. Но как же быть коллегам, которые работают в небольших государственных школах? Их, получается, совсем закроют. Точнее, в них просто некому будет работать.

4. Учителя будут делиться на преподавателей младшего, среднего и старшего звена.
Значит, я уже не смогу работать с детьми с пятого по одиннадцатый класс. И выбрать между средним и старшим звеном не могу.

5. Сегодня нет единой концепции и методологии школьного образования.
Как бы я порадовалась, если бы это было действительно так! Но дело в том, что, похоже, эта единая концепция есть, только о ней неприлично говорить вслух. Это жесткое руководство, контроль за знаниями, выполнение стандартов. Новая концепция учит детей подчиняться и выполнять чужие требования. И требует от педагогов точно такого же подчинения. Никакой самодеятельности, никакого творчества – не дай бог уйти в сторону от общегосударственных задач.

6. Основной девиз образования: не надо учить всему, надо учить учиться и применять практически полученные в школе знания и умения.
Интересно, как я это могу сделать, если директор, не работающий в классах, будет постоянно контролировать качество знаний моих учеников? В своей жизни я научилась различать лозунги и действительность. Начинала-то работать еще в Советском Союзе.

Организовать свою личную школу – дорого, трудно, одни лицензии с аккредитациями могут полжизни отнять. А вот сделать свой летний лагерь – это реально.
Юрий ЛИСТОПАДОВ
Иваново

Когда говорят о детских летних лагерях, само собой подразумевается, что дело это хорошее. Я и сам так считал. Более того, вот уже 25 лет я занимаюсь летними детскими и молодежными программами. Трудовые, скаутские, экологические, православные, семейные лагеря. Но все, знаете, как-то по старинке. А захотелось идти в ногу со временем. И вот решил я поездить, посмотреть, что люди делают. Посмотрел…
Приведу только три примера из того, что видел в трех разных регионах нашей Родины. Вот областной лагерь для одаренных шахматистов – половина ребят шахмат в руках до лагеря не держала. И страшно страдала от того, что им “впаривают” по нескольку часов в день про гамбиты и цугцванги.
Или: региональный спортлагерь для лучших спортсменов, где волейбольная площадка, как и гимнастическая, заросла травой по пояс. Спрашиваю: как же так? Ответ – да им только ларьки нужны.
Последний случай – сопровождал детей в межрегиональный лагерь труда и отдыха, устроенный на федеральный грант. Оказалось, труд в нем даже и не планировался – просто иначе деньги не дадут.
Повторюсь, дело происходило в регионах, разделенных тысячами километров. Тенденция. Но это о соответствии вывески и товара. А вот о том, как оно бывает внутри.
Встречаю знакомого парня – фаната студенческих педотрядов. После четвертого курса со своими ребятами уже организовывал лагеря, сам был начальником. В этом году встречаю его – на человеке лица нет. Оказывается, им по линии соцзащиты прислали в лагерь восемнадцатилетних “детей”. Эти “ребятишки” в знак протеста против того, что им не дают “оторваться”, захватили с ножами в руках целый корпус с детьми. Вызывали ОМОН, брали штурмом. А дамы из соцзащиты заявили: вы плохие педагоги…
Поверьте, я не сгущаю краски. Что делать-то будем? У кого деньги есть, не пропадут. Лингвистический лагерь в Чехии, летняя школа в Англии, яхтинг-кемп на Кипре. А вот как быть нашему брату педагогу? Я вижу только один выход – брать дело в свои руки. Организовать свою личную школу – дорого и трудно. А вот сделать свой лагерь – это реально. Одни мои друзья вот уже который год проводят археологический лагерь, другие – экологический, третьи – песенный, четвертые – скаутский… Только мне знакомые люди организуют ежегодно около ста неформальных лагерей численностью от нескольких десятков до нескольких сотен участников. Что характерно, почти все “инициативные лагеря” – палаточные. Это и понятно – в таком случае не нужно обслуживать здания, содержать электриков, дворников, столяров… Ну так вот – предлагаю всем, кто хочет организовать свой лагерь: давайте объединяться. Не школой единой жив человек.

 

РЕДАКЦИЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru