Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

“Стандарты закрепляют очень-очень средненький уровень знаний”,
считает министр А.Фурсенко.
Но предлагает не отменить их, а совершенствовать

Накануне нового учебного года в ИТАР–ТАСС состоялась пресс-конференция с участием министра образования и науки Андрея Фурсенко, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова и главы Федерального агентства по образованию Григория Балыхина.
Тема встречи: промежуточные итоги модернизации образования и приоритетные задачи очередного этапа развития отрасли.

О борьбе за качество и жестких мерах

Андрей Фурсенко подчеркнул, что на первый план для Министерства образования и науки выходят проблемы качества обучения. Борьба за качество будет вестись на всех фронтах – от школы до вуза. При этом планируется использовать независимые формы проверки знаний учащихся и студентов.
“Экзамены у выпускников 9 классов должны принимать не учителя данной школы, а муниципальные межшкольные комиссии”, – говорит Виктор Болотов.
Вузы ожидает другое серьезное нововведение: отныне в процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации вузов будут принимать участие работодатели – основные заказчики кадров.
“Представители бизнес-сообщества должны четко сформулировать заказ системе образования, поскольку до сих пор она варилась в собственном соку”, – высказался Андрей Фурсенко. Кстати, накануне пресс-конференции состоялся бизнес-педсовет с участием представителей деловых кругов и ректоров вузов, и такие встречи, по свидетельству министра, теперь станут традиционными.
Более того, уже подготовлен законопроект, который закрепляет обязательное участие работодателей в создании новых программ и стандартов профессионального образования.

ЕГЭ, ГИФО, стандарты: продолжение следует?

Особое место в своем выступлении министр уделил ЕГЭ и стандартам общего образования. Обе эти инновации, по его мнению, важны и необходимы, однако их реализация “оставляет желать лучшего”.
В своем выступлении министр ничего не сказал о перспективах ЕГЭ. Однако в материалах, подготовленных к пресс-конференции, позиция ведомства выражена достаточно четко: “Невозможно свести все формы проверки знаний выпускников школ и абитуриентов к одной-единственной – единому экзамену. Существуют другие, альтернативные способы. Это прежде всего предметные олимпиады. Возможно сохранение наряду с ЕГЭ традиционных подходов в оценке знаний”.
“Стандарты общего образования закрепляют очень-очень средненький уровень знаний учащихся”, – министр перешел к следующей проблеме.
И все-таки отменять стандарты никто не собирается. Их предлагается совершенствовать. Как именно, министр не пояснил. Ответ отчасти находим опять-таки в пресс-релизе: “Нужен новый тип государственного образовательного стандарта, включающий в себя обеспеченность образовательного процесса и основные компетенции, которыми должны овладевать учащиеся. В нашей стране нужно начинать общественную дискуссию по новому типу образовательного стандарта”.
А пока школам придется смириться с “очень средненькими стандартами” и терпеть их до тех пор, пока их не усовершенствуют или не отменят новые, более решительные министры образования.
Кстати, за 10-летний период дискуссий, сопровождавших процесс создания нынешних “школьных ГОСТов”, действительно сменилось несколько министров образования: от Днепрова и Ткаченко до Филиппова.

Как будут складываться отношения школы и церкви?

Вопрос не случайный в контексте заявлений бывшего руководства бывшего Министерства образования об изучении в школах основ православной культуры.
У нового министерства иные планы: введение как обязательного предмета истории мировых религий.
“В условиях многонациональной и многоконфессиональной страны нельзя выделять какую-то одну религию, противопоставляя ее другим, – сказал А.Фурсенко. – Наша задача состоит не в том, чтобы навязывать детям атеистические взгляды, а в том, чтобы дать полное представление по этому вопросу, оставляя за ними свободу выбора”.

Не хватает денег и учителей

Григорий Балыхин отметил, что проект бюджета на будущий год предусматривает дополнительные 3 млрд рублей. В том числе:

– 1 млрд 200 млн рублей – на капитальный ремонт общежитий и учебных корпусов;
– 800 млн рублей – на приобретение нового оборудования;
– 500 млн рублей – на пополнение библиотечного фонда.

Кроме того, с 1 сентября 2005 года Правительство РФ планирует дополнительно выделить 2 млрд 600 млн рублей на адресное увеличение размера стипендий студентам, достигшим особых успехов в учебе, научной и общественной работе.
В то же время глава Федерального агентства по образованию подчеркнул, что бюджетные ассигнования обеспечивают потребности отрасли не более чем на 50%.
В этом году в 27 субъектах РФ не введено в действие ни одного нового образовательного учреждения. Почти вдвое снизились расходы на ремонт. При этом 1316 учебных заведений находятся в аварийном состоянии.
Наконец, несмотря на демографический спад, по-прежнему существует дефицит педагогических кадров: количество вакансий в школах страны, по официальным данным, составляет 21 тыс. мест. Из них наибольшая доля – 8,5% – приходится на учителей иностранных языков. Почти столько же – на преподавателей музыки. Далее по убывающей следуют учителя информатики, трудового обучения, физики и физической культуры, на преподавание которой выделен дополнительный третий час в учебном плане – с 1-го по 11 класс.

В целом политика нового ведомства продолжает линию, намеченную Министерством образования в рамках концепции модернизации отрасли. Однако новое руководство более осторожно в своих оценках и действиях и в отличие от своих предшественников не спешит принимать “окончательные и бесповоротные” решения. Отменять прежние, даже явно неудачные решения Министерства образования нынешние руководители ведомства тоже пока не намерены.
Единственное принципиальное ноу-хау в работе нового ведомства – это его предельная закрытость для СМИ.
Например, коллегии теперь планируется проводить за закрытыми дверями, поскольку, по словам А.Фурсенко, это “рабочие заседания, а не шоу” .
Вместе с тем министр заверил журналистов в том, что они будут получать своевременную и полную информацию обо всем, что происходит в ведомстве.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru