Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Как выставляются оценки на ЕГЭ?

Нас уверяют, что единый экзамен позволяет объективно оценить знания школьников.
Но если разобраться, каким способом ставятся оценки на ЕГЭ, выходит, что это не так...

Министерство образования РФ, а теперь и Федеральная служба по надзору в сфере образования уверяют россиян, что ЕГЭ дает более объективные оценки, чем двойки или пятерки, выставленные учителями. Но попробуем разобраться: по какому принципу ставят отметки за единый экзамен?
Чтобы далеко не ходить за примером, посмотрим, какие пятибалльные оценки получили выпускники на ЕГЭ 2003 и 2004 годов.

Достижения участников ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. Однако если участник тестирования решил 71 задание из 100, это вовсе не значит, что он получит 71 балл. Российские эксперты решили, что такая форма оценки неприемлема для аттестации школьников. Ограниченное время экзамена не позволяет дать детям 100 заданий. Кроме того, можно правильно выполнить 71 задачку из 100, выбрав при этом самые легкие. По такому результату трудно судить, как на самом деле школьник знает предмет.

“Считать двойкой…”

Применяемая сегодня на ЕГЭ система шкалирования тестовых баллов учитывает много факторов, в том числе сложность решенных заданий. Однако все эти ноу-хау, по сути, сводятся на нет существующей в России системой итоговой аттестации. Ведь выпускник должен получить аттестат с пятибалльными оценками.
После завершения ЕГЭ все данные стекаются из регионов в Москву. Становится известно, сколько тестовых баллов по тому или иному предмету набрали школьники всей России.
После этого рабочая группа по проведению ЕГЭ начинает переводить тестовые баллы в школьные отметки.
В результате появляется официальное распоряжение (раньше его издавало Министерство образования, теперь – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).
Стандартный текст гласит: “Считать двойкой … тройкой… пятеркой… энное количество баллов, набранных на ЕГЭ”.
Сведения об этих двойках и пятерках, полученных российскими школьникам на ЕГЭ, федеральная служба затем сообщает всей стране.
Чем же руководствуется рабочая группа по проведению ЕГЭ, когда выставляет оценки российским школьникам?

…Только не стандартом!

И это понятно. Ведь ЕГЭ проходит уже четыре года, а стандарты были приняты совсем недавно. Некоторые учителя-методисты, участвовавшие в этом году в оценивании тестовых заданий ЕГЭ (сколько баллов за какое задание), признают, что стандартами никто не руководствовался. Мотивировка: методисты не успели всесторонне ознакомиться с этим документом.
В таком случае каким образом школьникам всей России выставляют двойки и пятерки?
Может быть, это результат работы целого научно-исследовательского института?
Увы, учителя, школьники и их родители, которым перед началом ЕГЭ обещали абсолютно объективную и независимую экспертизу школьных знаний, будут жестоко разочарованы.
Каков принцип выставления оценок, можно продемонстрировать на примерах ЕГЭ 2003 и 2004 годов.
Возьмем данные ЕГЭ по самому распространенному предмету – русскому языку.
В 2003 году Министерство образования РФ установило границу неудовлетворительной оценки по этому предмету в пределах 27 тестовых баллов. Иначе говоря, те, кто на ЕГЭ по русскому не делал вообще ничего или решил только 2–3 задания, набрал за этот свой “труд” не больше 27 баллов. Таким школьникам было решено поставить двойки. А с двойками не выдают аттестат.
В 2004 году Федеральная служба по надзору в сфере образования расширила границы двойки: так, на “неуд” были обречены те, кто набрал не 27, а 31 балл.
Что такое четыре тестовых балла? По сути дела, пустяки.
Но в этот зазор попали живые люди. Еще в прошлом году они свои двойки на ЕГЭ могли бы и не получить.
При тестировании никто из учащихся не получает индивидуальную абсолютную оценку. Тестовые баллы выпускника рассказывают нам о его месте среди других школьников, решавших вместе с ним те же самые задания.
Граница между двумя школьными оценками – удовлетворительной и неудовлетворительной (не дающей возможности получить полноценный школьный аттестат) – передвигается каждый год. И происходит это по чисто формальной причине.
Если общий фон сдавших ЕГЭ по тому или иному предмету улучшается, отличники выглядят хорошистами, троечники – двоечниками. И наоборот.
Но вот вопрос: в чем провинились те ученики, которые в прошлом году набрали по 70 баллов на ЕГЭ по биологии? В 2003 году все они получили четверки. В этом году за те же 70 баллов они получили бы “отлично” (решением Федеральной службы граница пятерки по биологии снизилась в 2004 году с 71-го до 66 баллов).
Нам могут возразить: когда школьник приносит в вуз свидетельство о сдаче ЕГЭ, приемная комиссия учитывает не школьные оценки, а тестовые баллы. Для вуза безразлично, к скольким школьным баллам федеральная служба приравняла ту или иную оценку по 100-балльной шкале, полученную на ЕГЭ. Российские вузы и раньше лишь в очень редких случаях принимали всерьез школьные четверки и пятерки.
Но, предлагая обезличенную систему перевода тестовых баллов в школьные оценки, мы забываем: есть выпускники, которые не собираются поступать в вуз. Школьная оценка для них – на всю жизнь.
Спросим себя: какое этим выпускникам дело до сдвига шкалы, до общего фона и до малопонятных манипуляций в Москве с результатами ЕГЭ, если им попросту не выдадут аттестат?
Получается, что их лишили права получить вместо двойки тройку, которую они, возможно, заработали.
Есть и другая категория школьников: эти дети вложили в учебу много времени и сил и хотели бы по праву гордиться своими школьными отметками. Каково же будет выпускникам, получившим на ЕГЭ “пограничные” баллы и внезапно оказавшимся с тройками вместо ожидаемых четверок?
Ведь именно этим детям создатели ЕГЭ обещали объективную и независимую оценку знаний.
То, что называется при оценивании результатов ЕГЭ сдвигом шкалы, будет происходить почти каждый год. Но подавать апелляцию можно только на сумму тестовых баллов.
Свою школьную оценку по пятибалльной шкале выпускник узнает постфактум. Оспорить ее он не может.

Шило на мыло

Каков основной принцип, по которому тестовые баллы переводятся в школьные оценки?
В 2003 году по 27 баллов, гарантирующих двойку, набрали 8,7% всех участников ЕГЭ по русскому языку. В 2004-м неудовлетворительный 31 балл получили только 7,4% школьников.
Одним словом, уровень приблизительно один и тот же. Однако участникам ЕГЭ 2004 года требовалось набрать меньше баллов, чтобы получить отличную школьную оценку.
Ау, система!
Перевод тестовых баллов в оценки осуществляется в России просто. После окончания общероссийского ЕГЭ по тому или иному предмету все полученные результаты выстраиваются на шкале в порядке возрастания. На одном конце шкалы откладывается столько процентов двоек, чтобы это не вызвало в регионах социального взрыва (представьте себе несколько тысяч молодых людей, которым, к их полной неожиданности, не выдали аттестат и которых надо как-то трудоустраивать!).
На верхнем конце шкалы откладывается столько пятерок, чтобы подсластить региональным руководителям пилюлю с двойками.
Оставшаяся часть шкалы делится на тройки и четверки. Но если процент двоек на ЕГЭ по ряду предметов (например, математике) искусственно занижается каждый год (причину см. выше), то деление на тройки-четверки тоже сомнительно.
В итоге свою заслуженную оценку получают только твердые троечники, хорошисты и отличники. Отметки остальных зависят от…
Скажем так: от случайных факторов.
Утверждать, что итоговая оценка, выставляемая Марьей Ивановной своему ученику Пете Иванову, менее объективна, чем пятибалльная оценка, выставляемая в результате ЕГЭ, – значит менять шило на мыло.
Марья Ивановна заведомо субъективна. Но и баллы ЕГЭ зависят от множества субъективных причин. Например, общей подготовительности выпускников. Не исключено, что оценки, как вина одной марки, будут отличать по годам. Пятерка 2004-го – это совсем не то, что пятерка 2006-го. К тому же школьная аттестация и экзамен для поступления в вузы проверяет разные вещи.
Экзамен для поступления в вузы должен быть независимым и максимально объективным. Он проверяет, как выпускник овладел сферой знаний, которая необходима для учебы в данном вузе или группе вузов.
Совсем иное – итоговая аттестация в школе. Она расценивает отношения личностей: ученика и учителя или ученика или учителей. Потому школьная аттестация, стремясь к объективности, оказывается субъективной по своей природе.
Действительно, итоговые пять баллов, полученных в одной школе, неравнозначны пяти баллам, полученным в другой школе.
Давайте наконец посмотрим правде в глаза: это хорошо!
Хорошо, когда ребенку дают в школе шанс.
А государственный стандарт? – спросят нас. Госстандарт – дело местных руководителей образования и государственных аттестационных служб. Ученики смогут обращаться к сотрудникам этих служб в случае конфликта с учителями (когда дети или их родители, например, недовольны школьной оценкой) или во время подготовки к сдаче единого вступительного экзамена в вузы.
Многолетний опыт проведения централизованного тестирования по всей России доказал, что создание таких служб возможно; оно обходится не слишком дорого.
Школа будет готовить выпускников к ЕГЭ. Но только тех, кто захочет поступать в вузы. Она должна сама решать, в какой форме аттестовать тех, кто не выскажет желания продолжить обучение после получения аттестата.
Когда в начале эксперимента по ЕГЭ Министерство образования пыталось доказать необходимость новой процедуры, оно ссылалось на то, что оценка, выставляемая школьным учителем, как правило, необъективна. Учитель, говорили нам, оценивает свой труд и свои отношения с учеником. Нередко он склонен их переоценивать.
Рабочая группа по проведению ЕГЭ, переводя тестовые баллы в школьные отметки, тоже оценивает свой труд. В данном случае – умение управлять системой образования, не допуская социальных взрывов.
И у нее не меньше причин переоценивать свои достижения на этом поприще.

Таблица соответствия тестовых баллов по результатам ЕГЭ
отметкам по 5-балльной шкале в 2003 г.

по состоянию на 24.06.03

Таблица соответствия тестовых баллов по результатам ЕГЭ отметкам по 5-балльной шкале в 2003 г.

Таблица соответствия тестовых баллов по результатам ЕГЭ
отметкам по 5-балльной шкале в 2004 г.

по состоянию на 23.06.04

Таблица соответствия тестовых баллов по результатам ЕГЭ отметкам по 5-балльной шкале в 2004 г.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru