Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 76 
 

Наталия КОМАРОВА,
зав. кафедрой информационных технологий
в образовании МГПУ,
кандидат социол. наук

Сто уроков

О глобальном образовательном проекте “Виртуальная школа” Московского городского педагогического университета

Фото В. СТРОКОВСКОГО

Весь учебный курс по дисциплине “Технические и аудиовизуальные средства обучения”, который был введен в Московском городском педагогическом университете с сентября 2002 г., мы ориентируем на выполнение мультимедийных телекоммуникационных проектов. Так как никаких методических пособий и учебников по данной дисциплине пока, к счастью, нет, курс лекций разрабатывается нами сразу в электронном виде, а часы лабораторных работ мы посвящаем проектной деятельности. Преподаватели нашей кафедры готовят методические разработки, аргументирующие именно такой тип учебной работы по данной дисциплине. Лекционная часть курса ведется только в специально оборудованных мультимедийных аудиториях с демонстрацией аудио- и видеовозможностей компьютеров именно в учебном процессе. Именно о проектной деятельности в рамках преподавания предмета “Технические и аудиовизуальные средства обучения” в Московском городском педагогическом университете нам и хотелось немного рассказать. Результатом этой деятельности стало формирование глобального образовательного проекта “Виртуальная школа” www.screen.ru/school.

Что такое учебный проект

В качестве основы для практических занятий по новому предмету студентам предлагается придумать и попытаться осуществить любой, но, конечно, лучше имеющий отношение к их будущей преподавательской работе в школе телекоммуникационный проект. Из лекционного курса они уже знают, что “учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности”.
Тема любого проекта должна волновать прежде всего самих студентов. Мы же должны осуществлять консультационно-техническую поддержку проектов. Так, мы надеемся стимулировать творческую инициативу студентов в достаточно сложной для них технологической среде.
Таким образом сформировался глобальный образовательный проект “Виртуальная школа”. В рамках этого проекта любой молодой преподаватель любой учебной дисциплины может показать образец идеального, с его точки зрения, урока. У нас есть только два требования к будущим “виртуальным урокам”: они должны быть мультимедийными и подготовленными к интернет-пространству, так как мы сразу подумали о размещении этого проекта в сети Интернет и о перспективах его дальнейшего развития студентами разных факультетов нашего университета, студентами – будущими педагогами других вузов Москвы. Более того, к данному проекту можно будет привлекать и учителей из России, зарубежных коллег.
Сейчас в проект “Виртуальная школа” выбрано более 100 мультимедийных уроков по литературе и русскому языку, истории, географии, уроки для самых маленьких, подготовленные совместно студентами факультета дошкольной педагогики и факультета ИЗО и дизайна, иллюстративно-образовательные проекты студентов факультета технологии и предпринимательства.

Казалось, все это было…

Часть работы выполнялась студентами дома. Но у многих учащихся нет дома ни компьютеров, ни доступа в Интернет, поэтому нам приходилось достаточно интенсивно работать в компьютерном классе и встречаться со студентами во внеурочное время. Для некоторых уроков было необходимо снимать и монтировать видеосюжеты. Например, для урока по творчеству Марины Цветаевой была снята видеоэкскурсия по Дому-музею Цветаевой. Причем все организационные работы, сценарий съемки, озвучание фильма, его музыкальное оформление и дизайн страницы в Интернете были выполнены самими студентами. Лишь этап монтажа видео ввиду отсутствия на тот момент в университете необходимого оборудования проводился нами на личных технических мощностях. Примерно то же самое произошло и с очень интересным материалом “Булгаковские места Москвы”, задуманным и выполненным как видеопрогулка по местам Москвы, связанным с творчеством Михаила Булгакова. Во всех уроках были использованы гипертекстовые вставки, фотографии и аудиофрагменты. В уроках, посвященных творчеству Анны Ахматовой и Сергея Есенина, – уникальные записи голосов авторов, песни на их стихи. В уроке по стихосложению – песни с образцами всех стихотворных размеров и чтение стихов студенткой – автором проекта. Надо отметить, что запись на микрофон текстовых иллюстраций самими студентами вызывали у них большой интерес и прилив энтузиазма. Выяснилось, что многие из них уже очень давно не читали вслух стихов и никогда не слышали своего голоса со стороны. Нам кажется, что для будущих преподавателей литературы это очень важный момент в процессе их самоосознания как людей, готовящихся к постоянным выступлениям на публике – в классе.
Работа с аудиозаписями неожиданно интересно сложилась на факультете дошкольной педагогики. Студенты вечернего отделения – взрослые люди, уже достаточно долго работающие в детских садах, – прекрасно помнили форму радиосказки, некогда очень популярную на советском радио и ныне исчезнувшую. И, объединившись в творческие группы, они подготовили несколько таких сказок, очень профессионально начитанных по ролям, с грамотно подобранной музыкой, насыщенным звукорядом. В итоге сейчас в Интернете есть единственное место, где можно послушать детские радиосказки, – наша “Виртуальная школа”. Но часов, выделяемых на данный предмет на факультете дошкольной педагогики, к сожалению, очень мало, поэтому мы объединили два факультета – дошкольной педагогики и ИЗО в одном совместном проекте.
Дело в том, что на рынке детских мультимедийных продуктов, несмотря на его видимую обильность и разнообразие, совершенно отсутствуют грамотные, профессионально осмысленные CD для самых маленьких. Так называемые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста представляют собой высокотехнологичные, но абсолютно методически не проработанные продукты, абсолютно не пригодные для использования в данной возрастной группе. Мы попытались войти в эту ситуацию со своим проектом: студенты факультета дошкольной педагогики предоставляют методические грамотные разработки в соответствии с той информацией, которую они получают из нашего лекционного курса, а студенты факультета ИЗО и дизайна воплощают, то есть рисуют на компьютерах с помощью различных специальных программ эти разработки. Так у нас получились простые, но вполне грамотные мультимедийные продукты для самых маленьких: интерактивная сказка “Репка”, обучающая игра “Гласные буквы”, компьютерные игры со стихами и картинками о животных, об овощах и фруктах, сказки с анимированными картинками. Надо отметить, что многие работающие воспитатели используют в своих детских садах телевизоры, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, видеокамеры и даже компьютеры. Один из проектов включает в себя видеозапись детских праздников в садике, где работают наши студенты: колядование малышей и фрагменты детской оперы. Уже в этом учебном году у нас был еще один аналогичный проект, но выполненный гораздо более профессионально: в одном из обычных муниципальных детских садов в районе Митино г. Москвы (ГОУ № 2383) в работе над детской оперой “Сказка о глупом мышонке” объединились различные специалисты по работе с детьми: логопед, хореограф, педагог театрализованной деятельности, музыкальный руководитель, воспитатели групп. Фрагменты работы с малышами этих специалистов были сняты на видео. А результатом этой работы стал восхитительный детский праздник. Эти материалы сопровождаются небольшим методическим комментарием, оцифрованными видеосюжетами и вызывают неизменный интерес у посетителей данной страницы в Интернете. К нам часто обращаются с конкретными вопросами по комплектации компьютерной техникой детских садов, в которых работают наши студенты-вечерники. Мы помогаем им даже составлять письма к муниципальной администрации о подключении их садов к сети Интернет. Хотя бы для того, чтобы они могли использовать материалы нашей “Виртуальной школы” в своей работе.

Новые решения

Темы многих уроков были для нас полной неожиданностью и вызвали определенные затруднения для представления их именно в мультимедийной форме, т.е. с использованием аудио и видео. Например, урок русского языка студентов-филологов по приставкам пре- и при-. Но ребята предложили очень интересный звуковой иллюстративный ход, что оживило, казалось бы, такую прагматичную тему: урок начинался аудиоимитацией диалога учитель – ученики. Это сразу же задавало определенное настроение и вносило элементы неожиданности в представляемый ход урока. Столь же неожиданным для нас было и аудиовизуальное оформление урока по творчеству Чарлза Диккенса. Нам казалось, что это слишком сложный материал, но студентка блестяще справилась с выбранной ею темой, и этот урок стал воистину украшением проекта. И не только проекта: это самая яркая страница по творчеству Чарлза Диккенса в русском секторе Сети и один из самых хорошо организованных ресурсов по данному автору в Интернете вообще. Определенные трудности вызвала и тема по современной русской литературе – урок по роману Анатолия Кима “Белка”. Студент долго пытался выдать по этому уроку вариант достаточно сухой методической разработки: цели, задачи урока и пр. С трудом удалось заставить его мыслить не столь формально. В итоге была организована встреча с А.Кимом в аудитории филологического факультета университета, ее вел студент – автор проекта, она была отснята на видео и вставлена отдельной ссылкой в материал урока-лекции по данной теме. Таким образом, современный классик из учебной программы обрел черты живого человека, с которым можно поговорить о проблемах литературы. Это произвело большое впечатление на студентов, в том числе и на инициатора данного урока. Огромное впечатление на студентов, да и на нас произвел урок по творчеству Островского: студентки организовали встречу и беседу с художественным руководителем Малого театра, считающегося Домом Островского, Юрием Соломиным. Известный актер и знаток творчества Островского долго и с большим уважением беседовал с нашими студентками. Видеозапись этой беседы не только украсила виртуальный урок по Островскому, но и служит великолепным педагогическим воспитательным моментом, иллюстрирующим важность и значимость профессии педагога.
Вообще надо отметить, что многие студенты в конце работы были сами удивлены неожиданными результатами собственных усилий. Они не верили в свои силы и способности, боялись технических трудностей, не знали возможностей применения новых технологий. Но в процессе работы на наших глазах проходили все их страхи и подчас неумение и нежелание смело и самостоятельно мыслить. Особенно приятными для нас с педагогической точки зрения являются уроки, которые продолжают дорабатываться студентами, уже закончившими наш курс. К нам в лабораторию постоянно приезжают студенты, дополняющие материалы проектов: “Поэзия трубадуров”, “Понтий Пилат как историческая личность” и др. Некоторые проекты стали основой дипломной работы студентов и дорабатываются авторами до уровня мультимедийных учебных пособий. Например, проекты студентов факультета технологии и предпринимательства “Кижи – образец деревянного зодчества России” и “Отечественные автомобили” могут стать прекрасным учебно-иллюстративным материалом для соответствующих кафедр факультета технологии и предпринимательства.

Организация – это важно

Надо отметить прямо пропорциональную зависимость качества и количества интересных проектов от отношения к нашему предмету администрации конкретно каждого факультета: если декан факультета с уважением и вниманием относится к проектной деятельности своих студентов, то и отдача от студенческих работ очень велика. Если же декану наплевать на новые технологии, на оснащение своего компьютерного класса, на то, что делают в этом классе его студенты, то негативные результаты не замедлят сказаться на результатах проектной работы. Именно поэтому мы стараемся проводить в качестве зачетных мероприятий публичные показы проектов их авторами в присутствии декана и желательно преподавателей факультета. Эта традиция (а сейчас уже можно говорить, что это становится традицией) полезна не только студентам, но и преподавателям. И те и другие могут ознакомиться с возможностями применения новых технологий именно в своей специальности, прикинуть, что из увиденного можно использовать непосредственно здесь, на факультете, или в учебном процессе в школе. Если администрация факультета даже перекраивает расписание и делает возможным посещение таких презентаций студентами младших курсов, то отдача от такой разовой акции не замедлит проявиться в следующем учебном году.
Именно так была организована, например, презентация проектов на факультете технологии и предпринимательства. Более того, именно здесь был один из самых ярких моментов нашей работы. Студентки факультета выбрали темой своего проекта историю японского национального костюма. Возникла фантастическая идея провести показ его в национальном наряде. Девушки нашли в Интернете японский интернет-магазин, написали заказ на приобретение недорогого кимоно и японской национальной обуви гэта. Декан факультета профессор Т.Т.Фомина с удовольствием поддержала идею, факультет оплатил заказ, и нам принесли великолепный национальный японский наряд. Можно представить, что творилось в аудитории, когда под японскую музыку вошла таким образом одетая студентка, села за компьютер и стала на большом настенном экране показывать свой проект. Этот костюм станет, мы надеемся, началом факультетской коллекции национальных костюмов при кафедре дизайн-одежды. Незадолго до зачетной презентации из Японии нам пришло письмо с замечаниями по проекту и предложением провести видеоконференцию с японской фирмой национального костюма во время презентации.
К сожалению, структура локальной компьютерной сети МГПУ и особенности конфигурации ее выхода в Интернет пока не позволяют оперативно и легко осуществлять подобного рода акции, хотя и оборудование нашей лаборатории информационно-образовательных технологий, и квалификация ее сотрудников с самого начала существования лаборатории были ориентированы именно на такие высокотехнологичные мультимедийные телекоммуникационные мероприятия. Но пока – увы! Ни прямых трансляций в Интернете, ни видеоконференций ни на одном факультете университета проводить невозможно без долгой и достаточно бессмысленной организационно-технической подготовки. Сейчас ректор университета профессор Виктор Васильевич Рябов взял под личный контроль эту ситуацию, и мы уверены, что вскоре сможем в реальном времени по сети Интернет беседовать о наших профессиональных проблемах с будущими преподавателями из педагогических университетов других городов и стран.
Вообще нельзя не сказать об огромной роли ректора МГПУ в том, что наши студенты имеют уникальную возможность реализовывать высокотехнологические проекты любой сложности: с самого начала нашего знакомства с профессором Рябовым меня просто поразила его готовность к постоянной работе над усовершенствованием технического оснащения всех факультетов университета, к постоянному вкладыванию в это средств, его полное понимание перспективности развития прикладных компьютерных технологий на всех уровнях преподавания, в том числе и университетского. Это воодушевляет и нас, преподавателей, и наших студентов.
Уже сейчас демонстрация каждого сделанного студентами проектного урока во время публичного зачета-презентации сопровождается праздничной атмосферой с аплодисментами и криками “браво”. Этот психологический момент очень важен для нас, ибо частенько на первое занятие к нам приходят ребята, уверенные, что они ничего не смогут и не сумеют сделать с компьютером, не знают и боятся Интернета, испытывают почти патологический страх перед компьютерным классом. На наш взгляд, это является результатом преподавания информатики в школах, где ребят запугивают сложными и далеко не всем понятными словами и описаниями процессов, происходящих внутри компьютера и при работе различных программ. Эта информация не воспринимается гуманитарно ориентированными школьниками, которые впоследствии поступают именно на гуманитарные факультеты вузов. И не просто не воспринимается, а закомплексовывает их и вызывает резкое неприятие новых технологий. Борьба с такими проявлениями занимает очень большое место в организации преподавания нашей дисциплины, ибо мы считаем ее гуманитарной. Рамки данной статьи не позволяют нам рассказать обо всех уроках нашей “Виртуальной школы”, но вы можете ознакомиться с ними в Интернете по адресу: www.screen.ru/school .
Не все уроки выкладываются нами в Интернет, не все уроки являются готовым высококлассным образцом использования новых технологий. Есть и вопросы по контентному наполнению их. Но все без исключения уроки сделаны с душой и желанием показать все лучшее и новое, что студенты узнали за время общения с нами в процессе обучения. А для нас самым главным является то, что в школы Москвы придут преподаватели совершенно нового типа: умеющие по-новому, современно и интересно преподать свои уроки школьникам ХХI века – века компьютерных технологий и компьютерных информационных сетей. И в этой новой техногенной ситуации по-прежнему будут звучать стихи русских поэтов, живые голоса и музыка…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"