Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ТО-ТО И ОНО 

Александр ЛОБОК

Кто прислушается к педсовету?

Похоже, никто. Даже если он @вгустовский и Всероссийский

Вот уже пятый год существует интернет-вариант августовского педсовета под эгидой российского образовательного ведомства. И любой учитель, у которого есть доступ к Интернету, может зайти на соответствующий сайт (http://pedsovet.alledu.ru) и принять участие в любом из анонсированных на нем обсуждений. Или в порядке личной инициативы заявить любую интересующую его острую тему, поставить любой проблемный вопрос. Тем более что официальная тема педсовета-2004 «Толерантность. Профессионализм. Инновации» предоставляет возможность для высказываний по самому широкому кругу вопросов. Три слова – три болевые точки нашего образования.

Почему в нашем обществе, которое по привычке гордится своим образованием, столь низок уровень толерантности, терпимости к иным культурам, к иным способам мышления, к иным религиям и иным способам жизни? Отчего так высок уровень взаимной агрессии? Не является ли наша взаимная нетерпимость следствием нашей вечной борьбы за знания, следствием нашей не прекращающейся ни на мгновение учебной гонки на выживание?
А в чем состоит сущность педагогического профессионализма? Педагог-профессионал – это хороший технолог, методист или что-то совсем другое? Его главная задача – готовить в вуз или помогать становлению личности ребенка, помогать становлению детской индивидуальности?
И что такое инновационная деятельность в школе – это право на педагогическую инициативу, ключевое условие развития и самоизменения школы, пространство личностной самореализации педагога или бюрократическая игра в слова, изощренный способ манипуляции педагогическим сообществом? И о какой инновационной деятельности можно говорить, когда реальной идеологией образовательной политики все более и более становится идеология жесткого учебного стандарта?
Вопросы множатся, вопросы провоцируют на дискуссию – и демократичность электронной трибуны выглядит весьма привлекательной.
Но в чем смысл электронного педсовета, имеющего государственный статус? Не в том же, чтобы просто выплеснуть накопившуюся боль! Если педсовет, да еще на государственном уровне, значит, с учителем хотят посоветоваться? Значит, хотят прислушаться к его голосу? Принять этот голос во внимание в процессе выработки государственных решений     в области образования?
Хотелось бы думать, что для государства августовский педсовет – это на самом деле возможность услышать голос реального учителя, дабы разрабатывать принципы образовательной политики с максимальной ориентацией на этот голос. Чтобы государственная политика в области образования не являлась продуктом келейного творчества небольшой группы особо приближенных консультантов, чтобы принципы этой политики являлись максимально прозрачными и доступными для любого гражданина нашей страны и чтобы у педагогов не возникало ощущения, что над ними ставят очередные и непонятно кем придуманные эксперименты.
Но что-то сопротивляется такому пониманию.
Для простого учителя – да. Для него августовский интернет-педсовет – это действительно надежда на то, что он, учитель, что-то значит в образовательной политике государства. Это надежда на то, что его голос будет кем-то услышан, что открытые форумы электронного педсовета – это не просто возможность выпустить пар, выговорившись по наболевшим проблемам, а такие разговоры, которые могут хоть каким-то образом влиять на решения, принимаемые высокими образовательными чиновниками.
А для государства?
«Повысить эффективность традиционных педагогических советов и объединить усилия педагогов, ученых, управленцев и родителей в обсуждении актуальных вопросов образования в преддверии нового учебного года» – так определяются задачи электронного педсовета в официальном письме Федерального агентства по образованию о проведении Всероссийского @вгустовского интернет-педсовета–2004.
Задачи благородные и несомненно актуальные.
Но вот что хотелось бы узнать. Если августовские интернет-обсуждения действительно на что-то влияют в реальной государственной политике, то каким именно образом?
По данным организаторов соответствующего интернет-сайта, в прошлом году в августовском интернет-педсовете приняли участие более четырех тысяч человек, из них 75% составили преподаватели средних школ, 13% – работники других типов образовательных учреждений и 11% – управленцы. Было проведено более 100 форумов, на которых обсуждено более 400 тем… И что же? Можно ли где-нибудь получить информацию, как эти обсуждения повлияли на те или иные конкретные аспекты государственной образовательной политики в 2003/04 году? К сожалению, ровным счетом никакого содержательного анализа прошлогодних педсовет-дискуссий, похоже, нигде не проводилось. Организаторы форума ограничиваются чисто статистическими данными, и звучат эти данные как победные реляции: год от года растет количество участников, количество форумов, количество докладов и дискуссий.
Но в чем содержательный смысл всех этих дискуссий и «круглых столов»? Какие идеи высказывались на этих «круглых столах» и дискуссиях? Каковы основные «векторы мышления» тех, кто принимает участие в многообразных секциях? Что представляет собой идейная панорама современного учительского мышления? Какие тенденции в этом мышлении выявились благодаря столь грандиозной акции?
Увы, нет ответа.
И грустные мысли закрадываются в голову.
Неужели все-таки выпускание пара?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru