Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Колокол, отлитый заново

Московский кинофестиваль: национальные бомбы в кавычках и без

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “НАЦИОНАЛЬНАЯ БОМБА”

В этом году Московский кинофестиваль проходит стремительно. Печальная судьба Манежа, ставшего последние годы центральной площадкой фестиваля, но пострадавшего при пожаре, вернула прессу в Союз кинематографистов и в Дом кино, где показывают конкурсные картины и российскую программу. Здесь проводятся пресс-конференции, можно легко и быстро обменяться мнениями с коллегами.
Только что все пространство было занято киногруппой Квентина Тарантино, а его уже сменила еще более знаменитая и знатная Мерил Стрип, она приехала в Москву получать премию Станиславского “Верю”, и ослепительно красивый, гораздо более, чем в конкурсном фильме “Иная лояльность”, англичанин Руперт Эверетт. Он играет советского “крота” в высшем эшелоне британской разведки, прототипом которого послужил Ким Филби. “Иная преданность” его героя коммунистической идее оказывается сильнее любви, хотя и приносит герою разочарование.
В разделах XXVI ММКФ остались некоторые старые программы и появились новые. Программа “Северное сияние” собрала фильмы, произведенные в северных странах. Наконец-то поклонникам Бергмана, вытесненным было новым поколением, предпочитающим фон Триера, есть где отдохнуть душой. Автор манифеста нового немецкого кино Александр Клюге, наиболее последовательный из модернистов, так и оставшийся ни на кого не похожим, – герой одной из ретроспектив фестиваля. Есть и отечественные ретроспективы: фильмов Якова Протазанова и режиссеров-вгиковцев.
Большая отечественная программа неизменно собирает полный зал благодарных зрителей. Как всегда, изысканна программа Музея кино, с ней печально совпадает угроза изгнания музея, оказавшегося во власти ресторана “Арлекино”, с помощью которого когда-то собирались спасать весь российский кинематограф. Хотя знали, что скорее Россини станет ресторатором, чем “новый русский” – киномеценатом.
Вторая конкурсная программа “Перспектива”, где участвуют фильмы режиссеров-дебютантов, снявших одну-две картины, составляющая всего лишь треть конкурсной программы, привлекает к себе гораздо большее внимание, чем работы более опытных мастеров. Может, это демонстрация усталости от фестивального кино последнего десятилетия и поисков нового поворота к тому кинематографу, где ощущение жизни не обязательно исходит из правдоподобия, столь любезного сердцу глотателя сериалов, но есть прямое следствие кинематографического дарования его авторов?
Известно, что “Интерфест” рассмотрел более 250 картин. Остается гадать, откуда на фестивале коммерческие фильмы и то, что еще во времена немого кино определяли как “изыски деревенщины”.
Исключением – и совершенно по-разному! – в первой половине фестиваля оказались два фильма основного конкурса. “Кожа земли” – первый полнометражный фильм Мануэля Эрнандеса, испанская притча о войне и земле, о человеческих ремеслах, придающих жизни и смерти форму, о человеческих чувствах, придающих жизни и смерти смысл.
Война в фильме предстает не разрывами снарядов и грохотом боя, а пересохшей, превращенной в кладбище землей, голубями, приносящими не мир, а записки-приказы об очередной смерти. С этой войны дезертирует не юноша-литейщик Пабло, уже весь металл переплавивший в орудия смерти, а работник жизни. Поэтому и берется он из металла немого расколотого колокола отлить новый, чей правильный звук способен остановить бурю и вернуть мир.
Эти эпизоды Мануэль Фернандес снимал в знаменитой колокольными мастерами Эстремадуре. И подробно показанный в фильме процесс изготовления формы и литья колокола волнует не менее, чем рождение ребенка на этой одичалой земле.
Но настоящей бомбой оказалась представленная российским продюсером картина азербайджанского режиссера Вагифа Мустафаева, которая так и называется – “Национальная бомба”. Можно было бы сказать, что эта стильная картина сделана в лучших традициях европейского киномодернизма, когда бы не абсолютная ее оригинальность, подчеркнутая благородным ароматом “кавказских” картин Тенгиза Абуладзе, Сергея Параджанова, Эльдара Шенгелая и Георгия Данелия. Эти связи выявляет и музыка Гии Канчели, и камера Джимми Кристесашвили и Ломера Ахвледиани, и, конечно, блистательное, эксцентричное и безупречно элегантное исполнение главной роли последней мегазвездой советского кино Автандилом Махарадзе (герой “Покаяния”).
“Национальная бомба” несколько компенсирует разочарование, испытанное фестивальным зрителем на просмотре фильма на открытии. Долгожданный “Убить Билла II” Квентина Тарантино оказался средним, скучновато-назойливым повествованием с крошечной моралью: лучше смотреть с дочкой старые мультфильмы, чем “мочить” всех подряд, даже если ты делаешь это лучше и с большим удовольствием, чем гонконгские звезды “Триады”.
Впрочем, фестиваль еще в разгаре. Впереди половина его фильмов и встреч, решения всех жюри, награды. Об этом мы расскажем, когда редакция вернется из отпуска.

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru