ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
Иоасаф и Феоктист
На главной площади города
Белгорода, на месте нынешней гостиницы столетие
назад находился мужской Свято-Троицкий
монастырь. С ним связаны две незаурядные
личности – одна скорее полулегендарная, другая
очень даже осязаемая.
Главной святыней этого монастыря были
мощи епископа Белгородского, святителя Иоасафа.
Родился он 8 сентября 1705 года в имении возле
Прилук, а в 1748 году был назначен епископом
Белгородским и Обоянским. В этой должности он
прожил всего-навсего шесть лет, после чего
скончался от болезни, не прожив и полстолетия. В
1910 году Синод его причислил к лику святых
православной церкви, а спустя год были обретены
мощи святителя Иоасафа.
Но задолго до этого события здесь жил другой
епископ, преосвещенный Феоктист, который
пользовался славой человека потрясающего.
Д.Н.Бантыш-Каменский писал в 1808 году в одном
письме: “В девятом часу явился я к здешнему
преосвященному Феоктисту, к коему имел письмо от
батюшки. Не могу описать тебе, любезный друг, как
обрадовался моему приезду сей почтенный пастырь
и сколько обласкал меня. Сего дня был большой
крестный ход в Белгороде; преосвященный служил в
соборе, откуда с великою процессиею понесли
образ Николая Чудотворца за тридцать верст от
города, в то самое место, где сей образ явился…
Преосвященный из собора шествовал с процессиею
до нарочитого места в городе и потом, разоблачась
в соседней церкви, поехал домой, посадив меня с
собою в карету…
Преосвященному Феоктисту уже семьдесят девятый
год; но ему нельзя дать сих лет судя по его
здоровью и веселому характеру. Он ведет жизнь
весьма единообразную: встает всегда в пять, а
иногда и в пятом часу утра, а ложится спать не
позже одиннадцатого часа; если почувствует какую
болезнь, то строгая диета тотчас его вылечит от
оной. Он очень мало сидит и по большей части все
ходит взад и вперед по комнатам; всякий день
слушает заутреню в домовой своей церкви; любим
всеми в городе и всех любит”.
Присоединялся к нему князь И.Долгорукий: “Здесь
живет курский архиерей, архиепископ Феоктист. Мы
сочли долгом вежливости и почтения к сану
явиться к нему. Он сам сбирался к нам, сведав о
нашем приезде, и принял нас очень ласково. Старец
сей, 80 лет с лишком, еще пасет стадо свое, к
утешению всех чад духовных. Он скромен,
доброхотен, вежлив в светском обращении; об
нем-то можно сказать, по апостолу Павлу, не
насилуя своей совести: “Таков подобает нам
архиерей”. Мы им были угощены с отменною
благосклонностью, без роскоши, приличной
светским владыкам, но духовной беседой и
пастырскими трудами; сам он водил нас в свою
семинарию и все классы нам показывал; видно, что
он часто их навещает. Мальчики его не робеют;
образ пастыря их им знаком; они его встречают с
радостью, провожают с благословением. Не
удовлетворясь сим, Феоктист посулил нам на
завтра отслужить обедню собственно для нас и
пригласил видеть его в служении. Он угодить тем
желал нашему нескромному любопытству, которое от
него не потаили”.
Тот же самый Долгорукий вспоминал и о
предшественнике Феоктиста: “Между пастырями
здешнего края был некто благородного
происхождения, по имени Иоасаф Горленко. Он
построил при соборе придел во имя Страшного Суда.
Мистическая церковь! Все в иконостасе образа
представляют что-нибудь взятое из Апокалипсиса.
По его соизволению под храмом сим, в нарочно
сделанной палатке, почивают его мощи в открытом
гробе: они публично не прославлены, но тайным
вдохновением он почитаем многими за святого. Я
видел его останки, они удивительно сбереглись от
тли и всякой порчи; руки его суть как руки
натурального человека недавно умершего; но он
несколько десятков лет тут спит. Приезжие барыни
слушали по нем при нас панихиду”.
После обретения мощей святой Иоасаф стал
популярен еще больше. Писатель И.Д.Василенко
вспоманал в своем автобиографическом
произведении “Волшебные очки”: “В городе два
монастыря – мужской и женский. В церкви мужского
стоит рака с “нетленными мощами” святого
Иосафата. Вот к ним-то и стекаются на поклонение
эти люди из разных мест необъятной России.
– Антонина Феофиловна, а что их тянет сюда? –
спросил я однажды свою квартирную хозяйку,
женщину не первой молодости, но еще бойкую и
подвижную.
– Как что? Одни – много нагрешили, вот и идут
грехи замаливать. Другие – сильно болели и дали
обет отправиться к святым местам, ежели Бог
вернет здоровье. На третьих – священник эпитимию
наложил – тоже, значит, за грехи. А больше – так
просто, из любви к Господу Богу”.
В 1920 году мощи изъяли, после чего они попали в
Петербург в Музей религии и атеизма. В 1991 году
мощи заново открыли и перенесли в белгородский
Преображенский собор (от монастыря к тому
моменту не осталось ничего, и храм Преображения
стал кафедральным).
Таким образом, в Белгороде проживали два
выдающихся епископа. От одного остались мощи,
пафосные восхваления и некая абстрактная
мистичность, а от другого – воспоминания о том,
как он в преклонном возрасте ходил неблизкий
крестный ход и как его любили юные
озорники-семинаристы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|