Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

САМЫЙ РАННИЙ РАССВЕТ

Ухожу из школы с легким чувством – и остаюсь с ней навсегда

Вот и все. До свидания. Выпускные позади, вступительные впереди. А между ними – восхитительный вечер и самая короткая ночь в году...
Граница летнего солнцестояния, когда расходятся дороги тех, кто был вместе одиннадцать лет. Одним суждено покинуть школу. Другие в ней остаются. Но это не расставание. Это поворотный момент в жизни, открытие новых смыслов. Школьное солнцестояние.

Говорит Валерия Михайловна Озерова, педагог с о-очень большим стажем:
– Школа – это мой образ жизни. Даже ночью снится – не может расстаться со мной, все зовет, манит. Особенно когда июнь: каждую ночь вижу, как ребята сдают экзамены.
Пытаюсь угадать темы выпускных сочинений. Как-то приснились они мне, эти темы: Пушкин, война и Лев Толстой. Всю весну мы их писали с выпускным классом. Так вот когда на настоящем экзамене 1 июня открыли конверт, дети закричали «ура!» и захлопали в ладоши.
Что пожелать новым учителям, которые приходят работать в школу? Учиться помогать ученику. Сейчас школе нужны те, кто настроен ребятам давать выбор, свободу высказывания. А не так, как раньше: слово учителя есть истина в последней инстанции. Это надо забыть как кошмар.
Еще пожелание «старого практика»: настроить себя, что на любом уроке может произойти сенсационное открытие. Или вот: вхожу в класс и смотрю на ребят – с каким настроением они пришли, и все надо менять, не цепляться за домашнюю заготовку. Доверять ребятам, видеть, что они создают план урока в момент самого урока.
Что пожелать выпускникам? Часто осознание того, что дала школа, приходит много позже, потом. Тогда звонят, приходят. Особенно когда ведешь класс с пятого по одиннадцатый, сердце вкладываешь. Конечно же есть любимчики, что греха таить, да и не грех это вовсе. Им и замечаний больше делаешь, их и запоминаешь надолго. Удачи им, везения.

Говорит Юрий Анатольевич Подкопаев, стаж педагогической работы один год и еще успевает учиться в педвузе:
– В этот год я увидел школу с другой стороны. Дети мне гораздо больше нравятся, чем взрослые, может быть, потому, что с ними проще. За день работы в школе я узнаю то, что за неделю в вузе. О ребятах, о жизни.
Раньше я думал, что учителя – это такие люди, которые все могут, а теперь они обращаются со мной как с равным, который тоже может все. Для них я – коллега, а мне переступить такой барьер сложно. Я в себе еще не ощущаю «взрослой» перемены.
Пожелания тем, кто приходит в этом году в школу: проще, легче ко всему школьному люду относиться. Потому что когда начинаешь сильно задумываться о несоответствии, недопонимании между опытными учителями и нами, молодежью, тогда появляется комплекс и много времени уходит на непродуктивную работу.
Я рад, что закончился этот год, впереди школьный лагерь, поход и даже целые две недели, чтобы спокойно подумать, что сделал и куда идти дальше.

Нелли Гайковна Барсегян, уходит на пенсию и остается:
– Школа для меня – место, где продолжаешь учиться. Не просто сидеть дома и читать интересные книжки. А работать над собой. Дети ведь как лакмус, они все время дают понять, идешь ли, стоишь ли на месте. Заставляют залезать в новые книги, держать руку на пульсе какой-то внутренней неуспокоенности.
Я бы пожелала молодым учителям быть по-настоящему терпимыми друг к другу, уважительными. Во взаимоотношениях с другими людьми помнить всегда, что все мы очень разные. И в одном педагогическом коллективе какой-то человек может погружаться в работу и покорять свои эвересты, за что честь ему и хвала. Но есть и другой, который просто честно и добросовестно работает. Путешествует, иногда и без детей, и пусть никто никого не угнетает своей самоотверженностью. Мы разные.

Анна Евгеньевна Земская, пенсионерка с будущего учебного года:
– Кому я оставляю школу, ребят? Вот этим зеленым, неопытным, которые и план урока-то толком составить не могут. Боже, сколько у них недостатков! Могут забыть, опоздать, не принести, не передать. Достоинство одно: это первое непоротое поколение учителей. Смелы, находчивы, креативны. Перед начальством на цыпочки не встают и не едят его глазами: «чего изволите-с?». Ребят чувствуют и понимают гораздо лучше, чем это сейчас могу я с высоты своего уже почти птичьего полета.
Ухожу из школы с легким чувством. Буду сидеть на даче, растить капусту, внуков и цветы. Ухожу из школы и остаюсь в ней какой-то невидимой тенью, потому что здесь мне было хорошо. Здесь я начала понимать, что такое человек: не тот книжный, из классической литературы девятнадцатого века, и не тот революционный – первой половины двадцатого, а просто человек рядом: теплый, растущий, непредсказуемый.

Записала Евгения СОКОЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru