Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Марина КРАСИЛЬНИКОВА, социолог,
Аналитический центр Юрия Левады

Высшее образование – ценность или инструмент?

В советские времена ценность высшего образования была неоспоримой. К нему стремились, хотя выгоды его для материального достатка семьи часто оказывались весьма сомнительными: квалифицированный рабочий получал заведомо больше, чем инженер. Сегодня высшее образование перестает быть ценностью само по себе

Уровень образования постепенно становится важным фактором повышения благосостояния семьи. В семьях с самыми высокими денежными доходами доля кормильцев с дипломами вуза в три и более раза выше, чем в семьях с низким уровнем дохода. А если сравнивать только семьи с несовершеннолетними детьми, разрыв становится еще более впечатляющим: четверть кормильцев из малообеспеченных семей не имеют даже среднего образования, а в 20% наиболее состоятельных семей доля их падает до 2% (то есть статистически вообще незначима).
Престиж образования в таких условиях становится очень высоким. Год назад более 85% опрошенных социологами ВЦИОМа заявили, что для своих детей и внуков они считают достаточным непременно профессиональное образование, и в первую очередь высшее (о нем говорили 70%, на среднее специальное были ориентированы только 15%).
Образовательные претензии современных молодых людей чрезвычайно высоки. Лишь каждый третий учащийся ПТУ заявил, что его профессиональной подготовки вполне хватит для успеха в жизни; только 36% студентов согласны с тем, что наличие одного вузовского диплома обеспечит им наилучшие возможности в жизни. Уже сегодня каждый четвертый из людей с высшим образованием имеет или собирается получить второе высшее, и ориентация на два высших образования распространяется все шире.
Рост интереса ко второму вузовскому диплому, возможно, есть шаг к развитию системы непрерывного обучения, которое в той или иной форме продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры. Таково требование нового рынка труда, который ценит все более квалифицированного работника.
Но это и стихийная реакция на проблемы, накопившиеся в самой системе профессионального образования, на стыке между структурой подготовки кадров и реальными требованиями рынка труда. Во-первых, уровень профессиональной подготовки в наших вузах на самом деле часто оказывается слишком низким, что вызывает необходимость доучиваться уже с дипломом. Во-вторых, многим трудно найти работу по своей первой специальности, и они идут учиться «под найденную работу»: структурная несбалансированность системы подготовки кадров приводит к неэффективному использованию как общественных, так и личных материальных ресурсов, сил, энергии, способностей.
Профессиональное образование, в первую очередь высшее, все более становится инструментальной ценностью. Проблемы материального достатка сегодня – первоочередные практически для всех слоев общества. А высшее образование прежде всего рассматривается как необходимое условие для того, чтобы «больше зарабатывать» (такой ответ выбрали 47% опрошенных летом 2003 года, «больше знать, получить специальные знания» – 39% и «занять более высокое положение в обществе» – 36%).
Но образования явно недостаточно, по мнению большинства, чтобы обеспечить человеку успех в жизни: важнее знакомства, связи, родственники, занимающие высокие посты. Лишь каждый пятый из опрошенных в 1997 году россиян заявил, что успех человеку обеспечивают знания, умения, способности, еще 14% – что упорный труд; большинство считали, что успех приходит к тем, у кого много денег и нахрапистости.
Есть основания предполагать, что часто ценятся не столько знания, сколько «корочки». Косвенно об этом свидетельствуют, например, опережающие темпы развития заочной формы обучения, дающей заведомо меньше знаний, но такой же диплом, как и очные отделения. На уровне массовых представлений и потребностей проблема качества образования пока уходит на второй план.

Зачем сегодня прежде всего нужно высшее образование?
(в % к числу опрошенных)

Варианты ответа

Чтобы стать хорошим специалистом
Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу
Чтобы сделать карьеру
Возможность жить в культурной, образованной среде
Можно найти друзей, спутника жизни
Можно продлить годы учебы
Иначе будут считать неудачником
Иначе не стать культурным человеком
Иначе невозможно реализовать себя
Нет другого пути в науку
Затрудняюсь ответить

Население в целом

49
60
42
12
8
4
3
8
16
20
5

Молодежь

40
53
38
11
5
3
2
9
24
11
2

 

Ценить высшее образование заставляют и обстоятельства, вообще не имеющие отношения к идеальным образовательным ценностям как таковым. Прежде всего речь идет о льготах, например, о праве на отсрочку от службы в армии для мужчин. Интерес к вузовским аудиториям подогревается и безработицей: высшее образование становится своего рода демпфером, смягчающим ситуацию на рынке труда. Во всех этих случаях система высшего образования продолжает в принципе выполнять свою основную функцию – предоставление профессиональных знаний, но это происходит как бы «в том числе».
Структура мотивов, формирующих потребность в высшем образовании, оказывается отличной от идеальных, общепризнанных в мире ценностей. Это не может не сказываться на самой системе обучения в вузах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru