Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Где ребенку вымыть руки?

Во многих родительских письмах в адрес редакции звучат вопросы о том, в какой мере школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Дмитрий РАСТИМЕШИН Школа, безусловно, несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса. Настоящая публикация будет посвящена ответственности школ за “здоровьесбережение” детей, так как заниматься их “здоровьетворением” муниципальная и государственная школа в нынешних условиях финансирования едва ли в состоянии.
Проблема, которую мы сегодня начинаем обсуждать, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел указ “Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника”.
В современной школьной действительности России, к сожалению, нередко случаются пожары, эпидемиологические заболевания и травмы различной степени тяжести у детей.
“Каждый имеет право на охрану здоровья”, – говорится в статье 41 Конституции.
Закон “Об образовании” в свою очередь возлагает на школу ответственность за жизнь и здоровье детей и педагогов во время их пребывания в стенах образовательного учреждения.
А это означает, что в школах должны быть созданы такие условия обучения, при которых ребенку не приходилось бы терять свое здоровье. В гигиенических требованиях к условиям обучения (СанПиН 2.4.2. 1178-02) все расписано до мелочей.
Есть там и указания о том, какими должны быть школьные туалеты: “На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями... Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них”. Сказано даже то, какое количество унитазов должно быть в школе в зависимости от числа учеников.
Увы, огромное количество школ не соответствует гигиеническим нормам. Одна из причин понятна – на оснащение школ либо выделяется недостаточно денег, либо не выделяется вовсе. Но это не снимает со школы ответственности за здоровье учеников и не значит, что можно ничего не делать. Во многих случаях, чтобы решить проблему, нужны не деньги, а элементарный порядок, которого нет.
И еще. Проблема школьных туалетов – это не только проблема здоровья, но и проблема уважения человеческого достоинства. Еже-
дневно испытывать чувство неловкости и унижения – ненормально; с этим нельзя мириться. Не случайно правозащитники оценивают подобные ситуации как нарушение права на защиту от жестокого обращения и права на неприкосновенность частной жизни.
“Тесноту и антисанитарию… дополняло устройство туалета в камере. Перегородка высотой 1,1 м отделяла унитаз, расположенный в углу камеры, от умывальника, но не от жилой ее части. При входе в ту часть камеры, где находится туалет, нет никакой ширмы. Заявитель тем самым был вынужден пользоваться туалетом на виду у других заключенных и присутствовать при пользовании им сокамерниками. Фотографии, представленные суду властями Российской Федерации, являют зрелище грязной запущенной камеры с пространством, отведенным под туалет, не оставляющим человеку никакой приватности”.
Мы привели фрагмент из постановления Европейского суда по правам человека по делу “Калашников против России”. Бывший за-
ключенный Калашников предъявил к России ряд претензий, в том числе – по поводу плохих условий содержания в следственном изоляторе. Решение было вынесено в его пользу. Суд признал, что эти условия являются нарушением статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: “Никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию”.
Что же делать ученикам и родителям, если условия обучения в школе ставят под угрозу здоровье детей? В первую очередь настойчиво требовать от администрации школы исправлять эту ситуацию и приводить ее в соответствие с санитарными правилами.
Часто родители добровольно сдают целевые деньги на ремонт школ. При этом судьба этих денег остается для них неизвестной. Родители имеют полное право требовать, чтобы школа расходовала эти средства под их контролем. Они могут воспользоваться своим правом на участие в управлении школой, в том числе создать органы самоуправления, принимающие решения о том, на какие нужды расходовать родительские средства. Пусть сами родители решают, что нужнее их детям – современные обои на стенах или отремонтированный санузел.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru