Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДИАГНОЗ – “НЕОБУЧАЕМЫЙ”... 
 

В каждом классе – целый мир. Один ребенок – тихий и замкнутый; другой – слишком подвижный; третий – плаксивый, обидчивый; четвертый – агрессивный и шумный; про пятого трудно что-то сказать, его никогда не видно и не слышно…
Но в массовой школе различают детей по другим признакам: мешает на уроке – не мешает, может усвоить программу или нет.
У детей слабых в учебе, тихих есть шанс досидеть до выпускного: будут натягивать троечки. А вот от «неудобных» школа часто старается избавиться – “сплавить” в колонию или в коррекционную школу. А есть еще так называемые спецшколы, или школы для детей с особыми потребностями. Среди них и слабослышащие, и слабовидящие, и дети с заболеваниями опорно-двигательной системы, дети умственно отсталые.
В конце весны и в начале лета напряженно работают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК): надо решать, где с сентября будут учиться те, кому нет места в обычной школе.
Если речь не идет о физических недостатках, а именно об отставании в учебе и плохом поведении, комиссия должна решить, что с ребенком. Задержка умственного развития – это коррекционные классы или коррекционные школы. Окончив их, дети получают обычный аттестат. Умственная отсталость – разные степени олигофрении – это уже вспомогательная школа. А может быть, заболевания никакого и нет, а есть просто педагогическая запущенность, особенности поведения?
На перекрестке этих проблем – психолого-медико-педагогические комиссии. Они числятся учреждениями системы образования, и у них множество своих внутренних проблем…
Ю.К., психотерапевт

Характеристика. Экспертиза. Что дальше?

Ребенок должен прийти на ПМПК с заключением психолого-медико-педагогического консилиума школы, с выпиской из истории развития ребенка, которую дает поликлиника, и педагогической характеристикой, с тетрадками по русскому и математике, рисунками и т.д. Но на практике дело часто ограничивается характеристикой.
В этом большая трудность в работе комиссий. За 15–20 минут сложно увидеть все то, что в школе учитель или психолог наблюдает изо дня в день.
Впрочем, даже если школьные психологи дают свои заключения, они часто непрофессиональны. Педагогов-психологов в большинстве городов готовят по очно-заочной форме обучения. Поэтому уровень освоения диагностического инструментария низкий. Это приводит к ошибкам в постановке психологических диагнозов.
Вот пример: на ПМПК направляется ребенок с заключением психолога – “задержка психического развития” и результатом исследования уровня интеллектуального развития: «Общий интеллектуальный показатель равен 20». Это уровень умственного дефекта, при задержке психического развития он составляет не меньше 85–90. Если ребенок необучаемый, как же он освоил минимум школьной программы?
Впрочем, порой ошибки неизбежны: оснащенность диагностическим инструментарием кабинетов школьных психологов очень низкая. Стандартизированные методики (например, издательства ИМАТОН) очень дороги, а средств на их приобретение практически не выделяют. Психологи зачастую используют копии, которые передаются из рук в руки. Часто у таких методик отсутствуют показатели возрастных норм, не указана валидность и т.п.
Психиатры ПМПК не доверяют заключениям психологов, но сами зачастую не владеют достаточно объективным инструментарием, позволяющим отличить выраженную задержку психического развития от легкой умственной отсталости.
Еще стоит отметить, что существующие методики диагностики уровня интеллектуального развития не пересматривались 10–15 лет. Хотя уровень информированности детей, школьные программы значительно изменились. За рубежом подобные методики пересматриваются каждые пять лет.

Диагностика уровня интеллектуального развития ребенка проводится, как правило, однократно перед направлением на ПМПК. Характеристики психологические, да и педагогические пишутся также один раз перед направлением на ПМПК.
Специалисты ПМПК проводят экспертную процедуру, после которой решаются судьба ребенка, его социальный статус, в течение 15–20 минут. Перед этим дети ожидают в очереди по 2–3 часа, а дети из сел еще и добирались, может быть, не один час: кто-то встал в 5–6 утра, чтобы попасть на рейсовый автобус. Достоверность результатов экспертизы можно не комментировать…
ПМПК регионального уровня учреждаются в среднем на сто тысяч, а муниципального – на десять тысяч несовершеннолетних. Но на территории каждого субъекта Российской Федерации она должна быть. Во многих областях и существует только одна комиссия.
На всю Самарскую область и город (три миллиона жителей) одно детское отделение. В нем находятся дети из детских домов, интернатов, дальних сел, направленные на ПМПК. В этом же отделении лечатся и дети, страдающие грубыми психическими расстройствами. Что можно в таких условиях ожидать от диагностики, даже если профессиональный уровень психологов и психиатров будет достаточно высоким?

Диагноз поставлен. Что дальше? Принципы гуманистической педагогики и психологии часто остаются лишь на декларативном уровне. Поэтому во вспомогательные школы часто попадают не только дети с низким уровнем интеллектуального развития, но и дети с «негладким» поведением, белые вороны (чудаки), дети с задержкой психического развития (ЗПР), которая при правильной педагогической помощи полностью ликвидируется, и ребенок к пятому классу догоняет своих сверстников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru