Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Любой экзамен можно пересдать

Не пугайте ребенка напрасно, лучше помогите

Лена. Дочка страшно нервничает – на носу экзамены... Можно ли как-нибудь снять предэкзаменационный стресс?
Ирина Хоменко. Для начала необходимо разграничить два принципиально разных случая: когда ребенок знает и плохо сдает и когда он плохо знает (не учит) и потому волнуется.
Итак.
Если ваша дочка относится к старательным детям, то скорее всего срабатывает синдром отличницы: все надо довести до совершенства, а плохая оценка – трагедия.
Исследования показали, что детские страхи перед экзаменами провоцируют сами родители. Как это ни странно звучит, но именно наше чрезмерное внимание к обычной проверке знаний усиливает стресс. Мы постоянно напоминаем им о том, что вот в мае (июне) им предстоит... О том, что все вокруг учат уроки... Что если человек плохо учится... Что сейчас поступить в институт без денег... и т.д. Бедный наш ответственный ребенок живет под дамокловым мечом наших надежд и делает учебу смыслом жизни. Помните основной лейтмотив педагогических установок? “Твоя главная задача – хорошо учиться”. Разве это так?
Учеба – это важная, но не главная часть жизни.
Следующий принцип, которым можно руководствоваться перед экзаменами: никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не советовать “быть лучше других”, так как дети тяжело переживают свое поражение в глупом соперничестве со сверстниками. Ведь у всех разные способности, возможности, ценности. И мне кажется, что родителям нужно быть довольными любым результатом экзамена. То есть рассматривать его в категории сдал–не сдал, а не сдал хорошо – сдал плохо. Так что главная задача родителей – не напрягать ребенка понапрасну. Ни одна пятерка не стоит загубленного здоровья. В конце концов, любой экзамен можно пересдать!

Чем помочь гиперответственному ребенку?

1. Оградить от любопытных родственников.
(Помните, как все любят интересоваться успехами детей в школе?)

2. Поиграть в экзамен. Хорошо, если к этому подключится кто-то еще, но с чувством юмора. Или пусть в “экзаменационной комиссии” сидит кот или собака. Лояльнее экзаменаторов не найти.
И ребенок должен получить только “5” или “5–”! Это вселит в него уверенность.

3. Накануне вечером обязательно развлекитесь, сходите с ребенком куда-нибудь. Он должен знать, что в жизни есть много интересного помимо экзамена. Есть возможность – дарите подарки до экзамена, а не после. И никогда не обещайте: “Вот сдашь хорошо химию – купим тебе...”
Поймите, ребенок может только то, на что способен. Зачем же заставлять его проявлять героизм, не спать, ставить на карту все, что у него есть?
4. Помогите ученику правильно и рационально организовать подготовку к экзамену. Здесь важны регулярность занятий и наличие учебных пособий, конспектов.
Нужно конечно же освободить его от некоторых домашних дел, но стараться лишний раз не подчеркивать исключительность его положения.
Не сокращайте существенно время прогулок. А вот про компьютер придется забыть.

Как не бояться на экзаменах?

Как правило, решить эту проблему удается, если снизить значимость события или экзаменатора.
Помогают примерно такие идеи:
– через пару часов все закончится;
– в мире есть много другого, более важного, чем этот экзамен;
– любые экзамены рано или поздно сдают обязательно;
– ничего не случится, если я сдам экзамен хуже, чем хотелось бы.
Можно соотнести данное событие с событием мирового уровня (наводнение, извержение вулкана, тайфун…)
Или представить преподавателя в каком-нибудь обыденном виде: маленьким мальчиком в пижаме, мужем, ссорящимся с женой, студентом, провалившим экзамен.
Хороший способ не бояться большой аудитории – представить, что все присутствующие – голые или что перед тобой сидят капустные кочаны. Помогает.

Чем беззаботнее настрой, тем легче вспомнить то, что знаешь: ведь многое мы усваиваем на уровне подсознания. Хотя готовиться к экзаменам все равно надо. Причем не зубрить, а стараться понять основную идею предмета.
Детям очень сложно сдавать экзамены еще и потому, что они боятся не оправдать родительских надежд.
Когда ребенок поймет, что отношение родителей к нему не зависит от его успеваемости, большая часть психологических проблем исчезнет. Ведь не перестают же дети любить, если нас понизили в должности. Правда? Значит, и мы не имеем права разлюбить их за то, что они не сдали или плохо сдали экзамен.

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru

Консультант – Ирина ХОМЕНКО, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



 

Рейтинг@Mail.ru