Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N34
ПРОГУЛКА 

Алексей МИТРОФАНОВ

Между горами и морем

Сочи – самый длинный русский город. Его протяженность ни много ни мало 145 километров.
И вместе с этим он довольно узкий. Своего рода полосочка между горами и морем.

Маршрут 1 – “Центральная часть”, маршрут 2 – “Культурная часть” и маршрут 3 – “Курортная часть”.
Морской вокзал
Морской вокзал
Михайловский собор
Михайловский собор
“Подвиг милосердия”
“Подвиг милосердия”
Парк “Ривьера”
Парк “Ривьера”
Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал
Торговый центр
Торговый центр

Центральная часть

Центральная часть начинается с Морского вокзала. Этот вокзал был построен в пятидесятые годы по проекту известного Каро Алабяна и сразу же сделался одной из достопримечательностей города. Хотя бы потому, что его шпиль – один из высочайших в мире, он насчитывает более семидесяти метров.
Когда строился морвокзал, жители Сочи, разумеется, уже не помнили, что представляла из себя здешняя пристань на заре создания курорта. Собственно, и пристани-то толком не было. А выглядело все это примерно так: “Пароход подходит к Сочи. Вся публика на палубе. Многие волнуются, ожидая посадки на фелюги и высадки на берег. Беспокоятся за свой багаж, который надо погрузить в фелюгу, и не знают, как это можно сделать, так как самим не под силу, а носильщиков нет. Вообще поводов к беспокойству всегда находится много…
С парохода сбросили якорь. Подплывают фелюги. В первой – агент пароходного общества и чины таможенного ведомства. Они первые пристают к борту парохода и поднимаются по трапу. Фелюга отходит в сторону. За ней идет другая, третья… переполненные публикой и ручным багажом.
На палубе начинается сутолока. Прибывающая публика спешит занять на пароходе места, отыскивает свой багаж, который турки-гребцы поднимают на палубу, спешат где-нибудь сложить и получить “на чай”. Багаж перепутан, турки кричат, публика нервничает.
Приехавшая на пароходе публика тоже спешит поскорее спуститься по трапу на фелюгу и не знает, как отправить туда свой ручной багаж. Носильщиков нет, турок-гребцов только четыре человека, а приехавших масса. Толкотня усиливается. Около трапа столпились пассажиры всех трех классов. Фелюга быстро наполняется и, загруженная чуть не до самого борта, отчаливает. Сидят по бортам, на багаже, просто стоят, так как сесть решительно негде.
За ней подходит вторая, третья… И так нагружаются все фелюги, пока не перевезут на пристань всю приехавшую публику”.
Неподалеку от вокзала – Михайловский собор. Он был заложен в 1874 году в честь десятилетия окончания Кавказской войны. Строительство этого храма горячо приветствовал сам Достоевский. Он стращал: “Не то явятся, вместо церквей божиих, молитвенные сборища сектантов, хлыстовщины, а пожалуй и штундистов. Явятся, пожалуй, раньше священников и лютеранские пасторы из Берлина со знанием русского языка”.
Достоевский лично организовал сбор средств “исключительно в пользу первой православной сочинской церкви”. Но, невзирая на его старания, а также на материальную поддержку Саввы Мамонтова, храм удалось освятить только в 1891 году.
Местоположение его было весьма удачным. С.Доратовский писал: “На возвышенном морском берегу выделяется церковь, сверкая золочеными крестами. Темная зелень кипарисов эффектно оттеняет белизну колокольни и кольцом окружила все здание… Церковь в городе одна. Главным украшением ее служит смешанный хор, составленный главным образом из любителей. Голоса – мужские и женские – подобраны с большим старанием. Хоровое пение музыкально. Горожане гордятся своим храмом и любят его”.
А в 1931 году церковь была “осквернена” известным педагогом А.Макаренко. Он со своими “коммунарами”, то есть несовершеннолетними преступниками, разбил возле храма летний лагерь. “Справа церковь, слева за оврагом школа, а прямо синеет над линией берега море”.
Недалеко находится еще одна из здешних достопримечательностей и, более того, один из символов города Сочи – Платановая аллея. Почти все отдыхающие знают о ее существовании, однако мало кто догадывается, что это – памятник дореволюционный. Аллею высадили в 1913 году в честь трехсотлетия романовской династии учащиеся здешней прогимназии.
А при советской власти эти самые платаны, наоборот, хотели вырубить. Их спас уполномоченный ВЦИК по курорту Александр Метелев, за что впоследствии был арестован и расстрелян – как-никак вмешался в планы высшего начальства, пусть и всего-навсего в градостроительные. Впрочем, вряд ли он догадывался, что спасает знаменитую аллею ценой жизни.
Аллея ведет к мостику над горной речкой Сочи (эта скромная река берет свое начало на высоте 1313 метров), собственно говоря, и давшей городу название.
А на противоположном берегу реки находится еще один своеобразный памятник – “Подвиг милосердия”. Дело в том, что во время Великой Отечественной Сочи сделался городом-госпиталем. Одна из докториц вспоминала: “И вот настал день, когда мы приняли первую партию раненых. К каждому из них у нас всех было такое глубокое, теплое, ни с чем не сравнимое материнское чувство. Так хотелось сделать для них что-то, чтобы облегчить их страдания. После соответствующей обработки в перевязочной при санпропускнике раненых распределили по отделениям. Не сговариваясь, персонал в коридоре ходил на цыпочках, разговаривали шепотом. Как сейчас вижу – начальник госпиталя В.С.Кирпичников, несколько грузный, в сапогах двигался по коридору на цыпочках. Картина поистине трогательная!”
В помощь врачам женщины города создали кадровую санитарную дружину для доставки раненых в палаты. Начальница этой дружины писала: “Работа была нелегкая, когда прибывал эшелон и начиналась разгрузка. Грузили и разгружали вагоны мы разными способами: подгоняли вагонетку, на нее ставили щит и гипсовальных больных грузили через окна, а с другой стороны тяжелобольных выносили на простынях. Носили раненых на руках – двойными, тройными замками, на лямках через плечи, на носилках”.
А население, совсем далекое от медицины, ограничивалось донорством. На одной из ампул с кровью, сданной сочинской учительницей, даже была сделана надпись: “Дорогой товарищ! Посылаю вам свою кровь. Пусть она вернет вам прежнее здоровье, чтобы вы могли снова бить проклятых фашистов за свои раны и моего погибшего сына”.
Рядом же находится и парк “Ривьера”, названный в честь первой сочинской гостиницы. Это один из уютнейших уголков города с аттракционами, открытыми кафе и всевозможными занятными скульптурами.
Выйдя из парка и вновь перейдя речушку Сочи, можно дойти до железнодорожного вокзала. Это один из сочинских архитектурных памятников – вокзал построил в 1952 году известный архитектор Душкин. Кстати, здешняя станция вошла в литературу. Ильф и Петров о ней писали: «За буфетной перегородкой сочинского вокзала, в двух шагах от паровоза, с утра до ночи играет оркестр. Это художественный ансамбль под управлением специально приглашенного маэстро.
Играются главным образом легкомысленные мотивчики, например: “У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно”.
Делается это, очевидно, не столько для услаждения слуха курортно-больных, сколько для того, чтобы заглушить крики пассажиров, пострадавших от некоторых недочетов железнодорожного транспорта.
Значит, картинка такая: перрон, солнце и поезд, готовый отправиться в дальний путь. Морской ветер шумит в привокзальной роще.
Мимо цветочных клумб, мимо художественного ансамбля пассажир идет к своему вагону. Он растерянно улыбается. Давно ли на железной дороге к пассажиру относились с отвращением, старались его не замечать, а теперь вдруг такой прогресс.
Пассажир показывает проводнику свой билет, и вслед за этим выясняется, что указанное на билете место издавна принадлежит начальнику поезда и что городская станция не имела права его продавать.
Пассажир начинает горячиться. Проводник сохраняет самообладание.
Но как же все-таки попасть в поезд?
Проводник этого не знает. Он говорит, что это не его дело. Его дело – сажать пассажиров с правильными билетами.
Дежурный по станции сочувствует пассажиру, но в конце концов это тоже не его дело. Его дело – дежурить по станции.
С громадным трудом пассажир и восемь человек провожающих, которые ходят за ним с растопыренными для прощальных объятий руками и с вытянутыми для поцелуев губами, находят начальника поезда.
Начальник поезда оказывается обаятельным человеком. Он готов сделать все на свете. Но билеты – это не его дело. Он не может отвечать за неправильные действия городской станции.
Итак, когда бьет второй звонок, выясняется, что на вокзале нет ни одного человека, которому было бы дело до пассажира.
Поезд трогается, бедняга с исковерканным от гнева лицом остается на платформе, провожающие приводят свои губы и руки в нормальное положение, а художественный ансамбль с удесятеренной силой и в бешеном темпе исполняет “Песнь индийского гостя”, переделанную в фокстрот».
Неподалеку расположен сочинский торговый центр. С.Доратовский писал: “Торговое значение Сочи неважное. Незначительный вывоз табака, орехов, лаврового листа и фрукт исчерпывает почти все грузы. Ввоз превышает почти в десять раз вывоз. Сюда идут грузы домашнего обихода и строительные материалы”.
Правда, дело с магазинами налаживалось: “Потребительское общество, открывшее в 1908 году лавочку с самым незначительным количеством товара, теперь имеет хороший магазин и хлебопекарню”.
Собственно говоря, торговый центр – в какой-то степени наследник того Потребительского общества.
А рядом с ним, на улице Воровского, 54, разместился Музей истории города Сочи. Устав от солнца, моря и безделья, можно побродить по его любопытным залам.

Зал “Фестивальный”
Зал “Фестивальный”
Санаторий им. Мориса Тореза
Санаторий им. Мориса Тореза
“Якорь-пушка”
“Якорь-пушка”
Художественный музей
Художественный музей
Зимний театр
Зимний театр
Гостиница “Жемчужина”
Гостиница “Жемчужина”

Культурная часть

Если от Михайловского храма пойти в сторону Мацесты, то окажешься в своего рода культурной части города. Первая же достопримечательность этого рода – концертный зал “Фестивальный” (улица Орджоникидзе, 3). Это сравнительно недавняя постройка – зал появился в 1979 году. Однако он успел прочно войти в историю страны – именно здесь проходит знаменитый “Кинотавр”.
На другой стороне улицы Орджоникидзе стоит памятник Островскому, а несколько дальше (улица Орджоникидзе, 9) – санаторий имени Мориса Тореза. Он прославился невероятным случаем, произошедшим здесь в Великую Отечественную. У одного из раненых отважный доктор извлек из тела не осколок, а небольшую и неразорвавшуюся мину. Естественно, на время операции больных эвакуировали, а рядышком с хирургом наготове стоял сапер.
К счастью, операция прошла успешно. Мину взорвали в ближайшем овраге.
Неподалеку от него находится довольно любопытный памятник – “Якорь и пушка”. Они были установлены на месте первого Навагинского укрепления, созданного еще в 1838 году. С этим памятником была связана занятная история. В 1905 году повстанцы-революционеры объявили о создании “Сочинской республики”, сняли эту пушку с постамента, зарядили и обстреляли из нее военную казарму. “Республика”, естественно, была подавлена, а пушку спрятали от глаз подальше. С.Доратовский об этом писал: “При входе в парк с Александровской улицы вправо около дорожки лежит интересный якорь… Этот якорь был на военном фрегате “Пендераклия”, который в сороковых годах утонул возле Якорного ущелья (имение Вардане). Экипаж высадился на берег, а все, что было на фрегате, утонуло, в том числе значительная сумма золотом. Много лет спустя водолазы нашли фрегат на дне морском, достали из него много различных медных частей, достали даже этот якорь, а золота не нашли. Его похитило морское чудовище. Так рассказывают местные старожилы.
Этот якорь долгое время лежал на берегу Якорного ущелья, откуда и привезен в Сочинский городской парк как старинная достопримечательность.
Была в Сочи еще одна достопримечательность – это старинная пушка, но она изъята из сочинских достопримечательностей за легкомысленное поведение в 1905 году”.
Естественно, что с переменой власти пушку сразу реабилитировали и вернули на свой почетный постамент.
На противоположной стороне стоит музей художественный (памятник архитектуры, выстроенный знаменитым И.Жолтовским в 1936 году). А в конце улицы красуется Зимний театр, одновременно символ и заботы о народе, и эксплуатации его. Андре Жид, побывавший в этом городе, писал: “Пляж – красивейший, но купальщики хотели от нас услышать, что ничего подобного у нас во Франции нет. Из учтивости мы не стали им говорить, что во Франции есть пляжи лучше, гораздо лучше этого.
Да, замечательно, что этот комфорт, этот полулюкс предоставлены в пользование народу, если только считать, что приезжающие сюда – не слишком привилегированные. Обычно поощряются наиболее достойные, но при условии, если они следуют “линии”, не выделяются из общей массы. И только такие пользуются льготами.
Вызывает восхищение в Сочи множество санаториев и домов отдыха, живописно расположенных вокруг города. И прекрасно, что все это построено для рабочих.
Но тем более тяжело видеть, как тут же строят новый театр низкооплачиваемые, загнанные в нищенские лачуги рабочие”.
И все же пляж, который так скептически упомянул французский гость, достоин восхищения. Николай Асеев посвящал ему стихи:

Доеду – зароюсь в горячий песочек,
от жаркого солнца растает тоска;
доеду – добуду зеленую Сочу,
зеленую Сочу и Нову Аскань.

Даже более чем сдержанный путеводитель 1962 года, описывая сочинские пляжи, переходил почти что на поэзию:
“Кто из вас, собираясь на юг, не мечтал о море! И вот оно в вашем распоряжении – ласковое, зовущее в свои объятия. У ваших ног голубая волна перебирает отшлифованную прибрежную гальку. Шаловливый ветерок обдает лицо прохладой, забирается под ворот вашей тенниски, теребит цветные тенты, листает оставленный вами на кушетке журнал.
Хорошо! Честное слово, хорошо! И вы, оставшись в купальном костюме, с наслаждением принимаете первую морскую ванну”.
Кстати, о костюме. В наши дни это воспринимается как шутка, но путеводитель дореволюционный писал о здешних пляжах так: “Купанье в открытом море по всему берегу. Городских купален нет… Пляж ровный, усыпан гравием. Морское дно хорошее и тоже покрыто гравием, но купаться без особых туфель можно только привычным людям”.
Выходит, что миф об изнеженности нынешних поколений – всего-навсего миф. Морское дно осталось тем же, но носить в воде “особенные туфли” никому и в голову-то не приходит.
Зато до революции на пляже устраивались зрелища, невиданные в наши дни: “Во время свечения моря много фелюг выходит в море с публикой. Картина получается эффектная, когда с каждого весла льется в воду светящаяся фосфорическим светом струя и каждый гребешок воды вспыхивает как факел. Чем темнее ночь, тем резче выделяется фосфорический свет. Иногда даже купальные костюмы, развешенные для просушки, ночью начинают светить. Брошенный в море камень вызывает целый сноп света. Красивая картина!”
Случались и курьезные истории. Одну из них описывал Михаил Ардов: “Как-то С. отдыхал в Сочи. Купаясь в море, он потерял вставную челюсть. Вышел на берег очень расстроенный, но кто-то тут же дал совет. Неподалеку купались местные мальчишки, их подозвали и попросили за вознаграждение поискать челюсть на дне.
Мальчишки бросились нырять, и один из них тут же нашел потерю. Он вынырнул на поверхность, высоко поднял руку с челюстью и крикнул:
– Ваша?
Так, будто все дно в этом месте было усеяно челюстями”.
А актер Евгений Весник вспоминал другой курьез: “Сочи. В 250–300 м от берега ловлю рыбу с лодки. Крючок за что-то зацепился. Дергаю, отцепляю крючок и ломаю пополам спиннинг! Снимаю катушку и ловлю без удилища с рук. Снова что-то клюнуло. Поднимаю что-то “пойманное” – …новый спиннинг. Целехонький, дорогой, заграничный, с чуть поржавевшей катушкой “Оболонь”.
Не чудо ли?”
И возвышается прямо над пляжем “Жемчужина” – гостиница пусть незамысловатая, но зато прославленная знаменитыми клиентами. В основном актерами и режиссерами – гостями все того же “Кинотавра”.

Курортная часть

Курортный проспект
Курортный проспект
Мост через Верещагинку
Мост через Верещагинку
“Светлана”
“Светлана”
Летний театр
Летний театр
Цирк
Цирк
Дендрарий
Дендрарий

За речкой Верещагинкой, через которую ведет довольно симпатичный мостик, город становится степеннее, неспешнее и тише. Здесь преобладают не музеи и театры, а пансионаты с санаториями. Первый из них – “Светлана”. Он существовал еще до революции. Путеводитель сообщал: “Пансион “Светлана” на Верещагинских участках против Ермоловского парка. 20 комнат, цена от 15 до 60 р. в месяц. Посуточно жильцы не принимаются. Полный пансион 40 р. в месяц. Пансион состоит: утром чай или кофе с хлебом, маслом, сыром. В 1 час дня обед из трех блюд. После обеда – чай с вареньем, лимоном и т. п. В 7 ч. вечера ужин из двух блюд – мясное и сладкое. После ужина – чай с вареньем, лимоном и т.п.”
Что ж, роскошным этот “пансион” никак не назовешь.
Рядышком же со “Светланой” – так называемый Летний театр и некогда популярный Верещагинский парк: “Парк очень тенистый, содержится в порядке. Главное насаждение парка – это остатки того леса, который покрывал всю Верещагинскую дачу. Лес вычищен, проведены дорожки, и получился старый, тенистый парк. Главная аллея вдоль морского берега обсажена розами, магнолиями и другими растениями. Возвышенная площадка засажена пальмами, бананами и т. п. южной растительностью.
В парке устроена площадка для лаун-тенниса, крокета, гимнастики. Выстроена беседка с лестницей к морю, откуда любуются заходом солнца.
В темные ночи часть парка иногда освещается фонарями.
Во время сезона раза два-три играет оркестр”.
На противоположной стороне курортного проспекта (улица Депутатская, дом № 10) – санаторий под названием “Москва”. В войну он был самым известным в городе концертным залом – здесь перед ранеными выступали Игорь Ильинский, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Любовь Орлова. А в 1920 году на даче “Светлячок”, принадлежащей ныне санаторию, была расквартирована рота Аркадия Гайдара. Здесь же, в Сочи, комбат написал ему характеристику для поступления на учебу: “Сознательное отношение к делу, ясные и толковые распоряжения. В моем батальоне он является пока только одним, удовлетворяющим требованиям командования на высшие курсы”.
В те времена Гайдар еще не начал пробовать себя в писательстве.
Несколько дальше по Курортному проспекту расположен цирк, опять-таки богатый славными культурными традициями, – здесь выступали Юрий Куклачев, Олег Попов, Юрий Никулин, Игорь Кио. А за ним по обе стороны Курортного проспекта раскинулся сад-музей “Дендрарий”. По преданию, сам император Александр III предложил Сергею Худякову приобрести участочек земли в тогда еще совсем не популярном Сочи. Худяков всячески отнекивался, но тут вмешалась в разговор его супруга. Она произнесла:
– А помнишь, Сережа, когда мы были еще очень молодыми людьми, ты ухаживал за мной и всегда обещал, что, когда разбогатеем, построишь дачу в красивом месте и назовешь ее моим именем. Сколько уже лет прошло, а как помнится…
Худякову ничего не оставалось, как действительно построить в Сочи дачу и назвать ее “Надежда” (нынешний “Дендрарий”). Вот такая романтичная история, каких в городе, впрочем, было множество.
За “Дендрарием” (Курортный проспект, дом № 83) расположился санаторий “Авангард”. Путеводитель по курорту 1962 года распинался: “Этот дворец здоровья расположен у самого моря. Корпуса его окружены вечнозелеными деревьями и красивыми декоративными кустарниками. Здесь всегда тихо, только птицы щебечут, да слышно, как на пляже голубая волна перебирает отшлифованную гальку.
Когда заходишь в палаты этого санатория, как-то сразу забываешь, что находишься в лечебном учреждении. Здесь все просто, по-домашнему уютно и мило. С художественным вкусом подобрана и расставлена мебель.
В санатории нет многоместных палат. Здесь комнаты рассчитаны на одного и двух человек. Из двух таких палат на троих сблокирована секция. В каждой секции имеется свой санитарный узел. На четыре секции – отдельная ванная.
Свое лицо имеют не только палаты, но и гостиные. В какой цвет окрашены их стены, такого же цвета подобраны здесь кресла, диваны, гардины и даже абажуры”.
До революции же этот санаторий был всего лишь дачей генерала
Куропаткина, прославившегося своей бездеятельностью в русско-японскую войну 1904 года (за что эту дачу в народе прозвали “Терпение”).
А неподалеку от него находится “Дерево Дружбы”. Поначалу это был простой дикий лимон, который в 1934 году здесь посадил ученый Федор Зорин. Он прививал к нему иные цитрусовые культуры, и когда это творение увидел полярник Отто Шмидт, то очень удивился дереву и сделал на нем первую прививку не ради науки, а просто так. С тех пор и возникла традиция привозить именитых гостей, в том числе иностранцев, чтобы те оставляли на дереве свой селекционный автограф.
А от “Дерева Дружбы” не так далеко до Мацесты – знаменитого водолечебного и грязелечебного курорта. Там же можно и закончить путешествие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru