Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX векЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX век.
Третий Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников.
Сборник работ победителей.
Москва. Общество “Мемориал” – Издательство “Звенья”, 2003


История России XX века – одна из сложнейших дисциплин школьного курса. Когда был объявлен Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – XX век”, то его устроители думали, что большая часть работ будет посвящена судьбам известных исторических личностей. Но таких исследований оказалось мало – для сегодняшних школьников история – это прежде всего их собственная история, то есть история их близких, их рода. Такой истории не нужно перечислений, статистики, идеологических установок – это ее переживание изнутри, “прикасание” к судьбам, преклонение перед мужеством, честью.
В сборник включены 22 лучшие исторические исследовательские работы старшеклассников, присланные на конкурс. Участники конкурса провели настоящие исследования – расспрашивали родных и знакомых, работали с документами и фотографиями из семейного архива или краеведческого музея, с учебной и научной литературой. Как правило, школьниками руководили педагоги – школьные учителя, сотрудники краеведческих кружков и музеев. Роль учителей как связующего звена между поколениями, как соратников в совместной работе и размышлениях над историей и историями очень плодотворна – ведь нельзя оставлять подростка, не защищенного ни профессиональными знаниями, ни научной дистанцией, один на один с историей XX века.
Работы школьников распределены по девяти главам. Многие из них могут стать замечательным пособием в краеведческих исследованиях, при изучении того или иного факта в истории России и СССР XX века.
В главе “Страна сирот” помещены документированные исследования Лидии Богатыревой из города Кирова “Две родины – и одно сердце” – о судьбах “русских испанцев” – детях, вывезенных в 1937 году из Испании в СССР и оказавшихся на вятской земле, и Кирилла Заводнюка из города Дубовка Волгоградской области “Ты не вейся, черный ворон…” – о жизни мальчика во время и после войны.
В главе “Памятники выжженных селений” помещены работы Снежаны Караваевой из Мончегорска “Жизнь за линией фронта” – о жизни в оккупированной нацистами Белоруссии – и группы московских школьников из школы № 380 “Я помню в Вязьме старый дом…” – о рассказах очевидцев оккупации, записанных в Калужской и Смоленской областях во время краеведческих экспедиций.
В этих работах на основе архивных материалов и записанных рассказов очевидцев выявляется жизнь народа во время тяжелейших испытаний в середине XX века.
В главе “Моя родословная” помещен “Трактат о прадеде”, в котором Нина Кашкина из села Новый Курлак Воронежской области, “уподобившись Гаю Светонию Транквиллу, решила осветить и достойные похвалы поступки своего прадеда, полного кавалера солдатских Георгиевских крестов, и его пороки”. В этой же главе помещен “Учебник истории для моих детей. Родные лица” Анастасии Шеваровой из города Долгопрудный Московской области, в котором события XX века отображены в истории жизни четырех поколений одной семьи.
В главе “Вот эта улица, вот этот дом…” помещены истории одного дома – дома в Кирове (Вятке) и дома в селе Новый Курлак Воронежской области. В историях этих двух домов “переплелось столько событий и судеб, радостей и горя, зла и добра” – весь XX век, а теперь они продолжают свою историю уже в XXI веке.
“Сеятели” – так называется глава книги, посвященная работам школьников об учителях. Елена Ушмакина и Евгений Черников из города Пугачев Саратовской области рассказали об учителях своей школы, в разное время работавших в ней с 1921 года – К.С.Тюкилиной, К.П.Архангельском, Н.В.Назаровой, Л.Б.Магон, об их нелегких судьбах, о проблеме взаимоотношений учителя и власти. В той же главе – Мария Федина из Магнитогорска написала о знаменитых учителях своей школы С.А.Шулепникове и Ф.А.Вигдоровой, из ее исторических изысканий мы узнаем не только о подвижнической семье Шулепниковых, но и неизвестные страницы биографии Фриды Абрамовны Вигдоровой. “Я думаю, что эта работа мне многое дала. Скорее всего я даже стала иначе смотреть на мир”, – пишет М.Федина.
Очень трудную задачу себе поставила Мария Шамшурина из лицея № 14 города Ижевска – исследовать межэтнические отношения удмуртов и русских во время политики раскулачивания. Эта работа потребовала не только умения работать с архивными документами, выслушивать свидетельства современников, но и мужества – ведь в многовековой истории взаимоотношений русских и удмуртов бывали и светлые, и мрачные периоды.
Истории Донского казачества, крестьянских семей из Сибири, Центральной России, Нижнего Поволжья, рассказанные старшеклассниками на примерах жизни своих семей, дают представление о реальной жизни народа. “В историческом атласе Республики Коми, изданном в 1997 году, нет спецпоселков Сой-Ю и Ичет-Ди. Их стерли с лица земли и забыли нанести на историческую карту… Сейчас там большое поле, шумит вокруг лес и только кладбище напоминает о том, что на этом месте на протяжении сорока двух лет жили люди…” – пишет в своей работе Светлана Брегей из города Ухта Республики Коми.
Дмитрий Кардаш из города Енисейска провел глубокий, образцовый анализ рукописи жителя своего города М.П.Миндаровского, который был свидетелем событий в Енисейске в первой половине прошлого века. “В принципе, – пишет Дмитрий Кардаш, – для меня главная идея М.П.Миндаровского о несостоятельности методов советской власти не нова, поскольку я живу в современной России и все учебники истории (по данному периоду), книги историков теперь открыто говорят об этом. Но меня удивляет, как через историю повседневности Миндаровский сумел дать объективную оценку событий сложнейшего в социальном отношении исторического периода, тем самым опередив современных мне историков на 70 лет”.
Станислав Аристов и Алексей Чепрасов из Воронежа в работе “Рядом с Андреем Платоновым” анализируют “Дело мелиораторов”, заведенное Воронежским ОГПУ, как источник для изучения биографии писателя. Школьники скрупулезно исследовали уголовное дело 1930-х годов и выявили неизвестные до сих пор факты, без которых нельзя до конца понять ни истории зарождения, ни внутреннего содержания платоновских “Епифанских шлюзов”. “Нам кажется, что “Дело мелиораторов” – непознанная трагедия в жизни писателя, которая может многое открыть в его жизни и творчестве”, – скромно пишут школьники, но среди десятков новых исследований жизни и творчества Андрея Платонова ни одного открытия такого уровня не было.
Эта книга может стать весомым вкладом в дискуссию о методах преподавания истории в школе, о содержании школьного курса. Школьники сами, своими исследовательскими работами отвечают на многочисленные вопросы специалистов: не надо идеологических инструкций, не надо “щадящих” умолчаний – говорите правду (сообразуясь с возрастом ребенка). Древний поэт напутствовал историка: “Ты здесь вступаешь прямо в пламя, что под обманчивым скрыто пеплом”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru