Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 1, 2004ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 1, 2004

Секрет в том, как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать их, чтобы они говорили. Сейчас разработаны психологические технологии, которые, если ими правильно пользоваться, дают прекрасные результаты. Например, “технология непохвалы” несколько даже парадоксальна – это всегда встречается с удивлением. Но хвалить детей напрямую – значит останавливать их в развитии. Эти слова: “Молодец!”, “Гений!” – после такой похвалы ребенок способен воспроизводить только то, что он уже сделал.
Дело взрослого – не хвалить, не ругать, а поделиться впечатлением. Это вообще очень хорошая технология: мы говорим ребенку, что мы видим или слышим: “Вот я слышу в твоих словах…” – и повторяем слова ребенка. Любая похвала – оценка. Конечно, сказать “молодец” лучше, чем “ты бездельник”, – это по крайней мере не обижает. Но не дает возможности развития. Ну и что же, что молодец? А дальше? Опять ждать похвалы? И она, как наркотик, может стать целью. Если же вместо этого заметить, что вы увидели или услышали, ребенок посмотрит вашими глазами на им же созданное или сказанное. А это – сильнейший толчок к развитию.
Очень важно убрать директивную педагогическую линию. Особенно когда преподаешь предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и т.п.). Ведь это тоже один из парадоксов преподавания: учитель стремится стать центральной фигурой, транслировать все через себя. А ведь знания придуманы не им, есть первоисточники, авторы, различные мнения. Повторять, выучивать чье-либо одно рассуждение, мнение? А если есть свое? Здесь неминуем интеллектуальный кризис – независимо от возраста.
У таких кризисов может быть и созидательный смысл. Они способствуют изменениям. Мы меняемся до последних дней жизни. Кризис, как правило, позволяет нам подняться выше, на какой-то другой уровень. И если в человеке есть силы и ресурсы что-либо изменить, ответить на вопросы: “Кто я такой? Что я могу?”, “Правильно ли я понимаю?”, тогда он сможет выйти из кризиса обновленным, приобрести новые смыслы. Легче бывает даже тому, кто идет против течения, кто отвергается большинством. Такому человеку проще преодолеть кризисы.
Для того чтобы реализовать себя, чтобы стать самим собой, надо уметь себя слушать. Дети этого не умеют. Ребенку услышать себя могут помочь взрослые. И в этом смысле учитель выступает еще и переводчиком слов ребенка для других детей и для него самого. Когда дети привыкают к тому, что их слушают, они приучаются слушать сами. Высший пилотаж педагогики – чтобы дети слышали друг друга.
Для того чтобы самореализоваться, нужно для начала, чтобы сам человек в себе присутствовал, чтобы он обладал “самостью”. А если это место занято ожиданиями мамы, папы, друзей? Это их “успех”. Несвободные взрослые люди планируют несвободную жизнь молодого человека. И если он не умеет слушать себя, то вырастает несвободным, не умеющим выходить из неизбежных интеллектуальных кризисов. Здесь уже может понадобиться помощь специалиста по жизненным тупикам.

(“Для чего нужны кризисы? Для того, чтобы мы менялись”. М.Жамкочьян, Т.Михайлова.)

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 1, 2004ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 1, 2004

 

Отношения в учительском коллективе подчас далеки от идиллии. Помимо своей воли мы можем оказаться втянутыми в конфликт или стать жертвой чьего-то дурного настроения. Можно ли этого избежать? Разумеется!
Самый действенный метод пресечения возникающей ссоры – физическое дистанцирование. Во время ссоры люди нередко находятся на привычных местах – им трудно сойти со своего “места” не только психологически, но и в прямом смысле – переменить положение в пространстве. А это усиливает взаимную агрессию. Попробуйте (если это возможно по логике развития ситуации) перейти в другое место. Можете также поменять тактику и начать двигаться по комнате, то приближаясь к “агрессору”, то удаляясь от него. Это снижает остроту психологического удара.
Ведите себя уверенно, избегайте даже малейшего намека на злые мысли и действия. Внутренне вы должны оставаться спокойными и доброжелательными. Как показывает практика, агрессия в этом случае быстро сходит на нет.
Постарайтесь во всем разобраться и попытаться изменить ситуацию. А вдруг это ваша вина? Свои ошибки ликвидировать проще, чем исправить поведение другого. Используйте вашу интуицию. Вам будет легче извлекать уроки из конфликтных ситуаций, если вы запомните следующие советы:

1. Отведите конфликту соответствующее ему место:

– не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути;
– не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и снизить самооценку;
– помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

2. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта:

– научитесь прощать самого себя;
– выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;
– осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

3. Не позволяйте другим людям становиться препятствием в вашем самосовершенствовании:

– избегайте людей, которые несправедливо осуждают вас, стремитесь к общению с положительными, доброжелательными людьми;
– не тратьте слишком много времени на переубеждение скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;
– не позволяйте другим возбуждать у вас чувство вины;
– будьте готовы к общению с теми, у кого, по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

(“Пути к взаимопониманию”. И.А.Завьялова.)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 1, 2004ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 1, 2004

Классно-урочная система имеет свои неоспоримые и достоинства, и недостатки. Урок нельзя просто так отменить, заменить прогулкой. Урок – это всегда напряжение сил, организованность, ответственность. Он всегда напоказ, на пределе лучших возможностей учителя и учеников. Все дело в немалых достоинствах урока, которые мы не до конца осознаем.
К достоинствам урока мы относим его высокую экономичность по отношению к системе образования в целом. Действительно, на 25–30 учеников требуется всего один учитель, чтобы образование состоялось.
Другое достоинство урока – его гибкость, пластичность. На нем можно использовать самые разные технологии.
Еще одно достоинство урока – способность интегрировать другие формы организации обучения. Урок легко вмещает в себя лекцию, семинар, театральное действо, встречу с интересными людьми и т.д.
Логическая завершенность урока, как еще одно его достоинство, выражается в том, что именно на уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и работу над ним, и процесс его применения, и контроль усвоения. Урок обладает способностью охватить и организовать весь познавательный процесс.
Урок – это система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией и действиями, но прежде всего получать данные друг о друге, о состоянии знаний, умений, об отношениях и оценках.
И все-таки урок не вечен, потому что имеет определенные недостатки, приобретающие все большее значение в современных условиях. Они тормозят дальнейшее интеллектуальное и духовное развитие своих участников – учителей и учеников, осложняют решение новых, все более сложных задач.
К недостаткам урока мы относим:
– Чрезмерно жесткое регламентирование времени и пространства – продолжительность урока, распределение времени внутри него на решение тех или иных дидактических задач, постоянное сидение за партой и т.п.
– Доминирование фронтальных методов работы над индивидуальными и групповыми – все методики созданы для фронтального опроса, единого и одинакового для всех задания, учебникового обучения, едиными требованиями к поведению, знаниям, умениям.
– Слабая связь изучаемой теории с практикой и жизненным опытом учеников – учитель привык четко следовать программе и учебникам, на которых строится контроль качества обучения. Поэтому у нас господствуют упрощенное, модельное, имитационное обучение, обучение виртуальное.
– Преобладание репродуктивных методов обучения над творческими и пренебрежение самостоятельной деятельностью учеников.
Вот такова реальность урока – и хорошая и плохая. Знать силу и слабость урока совершенно необходимо. Во-первых, для того чтобы, наблюдая и проводя уроки, изучая их качество, отделять “зерна от плевел”: далеко не все слабые стороны обучения на уроке порождены учителем, есть и вполне объективные “структурные” причины.
Во-вторых, четко определив “слабое звено”, искать корень зла надо гораздо глубже, чем принято: не в недостатках учебных программ или слабой подготовке учеников и учителей, а и в условиях проведения урока. Урок – “поле битвы” не только за ученика, но и за хорошего учителя, за хорошую администрацию школы. Надо помнить, что достоинств у урока больше. Иначе зачем его улучшать?

(“Достоинства и недостатки современного урока”. В.С.Безрукова.)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. № 5, 2003ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. № 5, 2003

Ребенок сталкивается с проблемой выбора постоянно: как поступить? что надеть? сказать ли правду? Часто выбор делается незаметно, почти равнодушно: прическа, костюм, та или иная песенка. Но в подлинном выборе речь идет не о предпочтении той или иной прически, костюма, песенки. Основой подлинного выбора выступает ценность. В этом контексте можно говорить о связи выбора и личностного роста: осознания наличия альтернативы, умения выбирать, готовности делать выбор – все это позволяет развивать ценностные отношения ребенка к миру, другим, себе.
Субъективно переживаемая мучительность выбора свидетельствует о том, что каждая выбираемая альтернатива – не просто частность, пусть и важная. Выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу. Это значит, что если речь идет о выборе прически, то в подлинном выборе она рассматривается не как частное изолированное жизненное событие, а как символ, воплощающий тот или иной образ жизни. (Если подросток в знак протеста побрился наголо, то это уже выбор не столько стрижки, сколько демонстрация жизненной позиции.)
Как помочь ребенку научиться выбирать? Можно предложить следующую последовательность действий:
1. Педагог советует ребенку выйти из поля действия сиюминутных обстоятельств, предлагает вспомнить такие его жизненные выборы, которыми он сам гордится, за которые он чувствует уважение к себе со стороны других.
2. Педагог помогает ребенку противостоять тенденции захватывать личность отдельному жизненному отношению, напоминает о сложности мира вообще, о разнообразии жизненных явлений и широких возможностях выбора достойных решений.
3. Педагог помогает осознать ценность подлинного выбора – ведь всегда существует внутреннее стремление уклониться от него. Выбор в этой своей части – не рассудочно-сознательная самоуверенность, а скорее доверие к интуитивному чутью. Именно такое доверие – самое важное условие подлинности выбора.
4. Если на каком-то этапе выбора необходимо принять решение – “да” или “нет”, то, говоря “да”, человек не просто берет на себя ответственность за решение, он скрепляет выбор печатью своей личности. От личностных качеств зависит, насколько стойко человек будет следовать своему выбору при неизбежных испытаниях на этом пути. Педагог на этом этапе может предложить каждому ребенку подготовить бланк с незаконченными предложениями “Я уже никогда…” и попросить эти предложения завершить. Перевод какого-либо события, дела, каких-либо отношений в разряд “несбыточного” может быть сопряжен не с сожалением и грустью, а с высвобождающимся чувством неповторимости проживаемого момента и совершаемых в нем выборов.
5. Самая серьезная ситуация выбора получается тогда, когда приходится жертвовать чем-то значимым. Пока человек не понял, не принял всех предвосхищаемых последствий выбора, выбор не может считаться завершенным. Чем лучше развита у ребенка способность опережающего переживания, тем больше он способен чем-то жертвовать и тем более ответственно делать свои жизненные выборы.

(“Педагогическая поддержка ребенка в ситуации выбора”. И.В.Кулешова.)

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 2, 2004ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 2, 2004

Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему. Представьте, что вы приходите на урок (в качестве ученика) и вдруг учитель “забывает” сообщить вам тему, цели урока, а предлагает выполнить какое-то странное задание:
1. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.
2. Прочтите фразу: “Гений и злодейство – две вещи несовместные”. Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы.
3. Предложите несколько поучений, обращенных к вашим сверстникам.
4. Нарисуйте время. Поместите себя в этот рисунок. Что вы чувствуете, думаете в этом созданном вами мире?
Мастерская – это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нем. Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции (“разрушением” имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); далее – снова “разрушение” и снова построение более совершенного видения предмета исследования и т.д. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен, и вклад каждого ученика в него немаловажен.
Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован “разрыв”. Это самое уникальное явление, ради которого и создается мастерская. Это кульминация творческого процесса. “Разрыв” – некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание “разрыва” – это когда никто не ожидает, что придется осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который – значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего. (Например, “Смерть поэта” – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Вл.Высоцкого и…).
Процесс построения нового знания сопровождается постоянным внутренним и внешним диалогом. В конце занятия мастер предлагает ответить на вопросы: “Что нового вы узнали сегодня по теме мастерской?”, “Что нового вы узнали сегодня о себе?”. Какова же в этом процессе роль мастера? Он предлагает выполнить задание, часто сам участвует в его выполнении наравне со всеми. Мастер никогда не идет на занятие с ответом на вопрос, но всегда с вопросом, с незнанием (искренним), ибо он ищет так глубоко, что на этой глубине нет однозначного ответа, а есть полнота жизни в ее многовариантности. Для мастера мастерская – стиль жизни.
А как же оценки? Здесь надо либо всем ставить пятерки, либо не ставить оценок вообще. Как можно ставить оценку ученику за то, что он осознал смысл изучения той или иной темы, переосмыслил свои отношения с другими людьми, проявил себя как личность?

(“Мастерская – это… Уроки литературы в 9 и 10 классах”. А.В.Ковальчукова, Ижевск.)

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. № 2, 2004ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. № 2, 2004

В новых учебных стандартах постоянно повторяется фраза: “Ученик должен знать…”. Но разве задача образования сводится только к тому, чтобы превратить учеников в “перевернутую библиотеку”? Человек – это усилие быть человеком. Он может стать им только через воспитание. Задача школы – шлифовать интеллект, развивать умения, пробудить нравственное чувство.
Отчего же все это подменено доктринальным натаскиванием, зубрежкой, нравственным безразличием? Здесь скрыто присутствует бесплодная и вульгарная мысль: чем больше будет знаний, тем меньше будет преступлений. Как это старо и убого! И.М.Ильинский напоминает о том, что нравственность не входит в сферу знания. Она образует особую сферу – сферу ценностей. Их различие обнаруживается в том, что знания черпаются из мира, а ценности создают мир.
Мы называем добродетелями замечательные качества человека. Можем ли мы, однако, представить себе сегодня школьный урок, который будет посвящен добродетели? Нет, почти все сочтут это непродуктивной тратой времени. Никто не озабочен тем, что основу образования составляет именно нравственность. Некоторые темы морали предстают в новой стратегии обучения как банальные напоминания, как готовые принципы, которые должны заменить живые роптания души. Между тем русский философ И.В.Киреевский справедливо заметил: “Истина не дается нравственно ущербному человеку”.
Теперь, в эпоху “постмодернизма”, меняется контекст обучения. Сейчас знания обретают форму знака, символа, метафоры. Знания реструктурируются по меньшей мере так же глубоко, как другие социальные факторы – экономика, право и т.п. Школьник может вызубрить даже Уголовный кодекс. Но вся система правосознания через десятилетие станет принципиально иной. Какое применение найдет тогда затраченный труд? Что же, выходит, лучше не учить, чем нести знания, которые обладают такой способностью к устареванию?
Нет, конечно, надо учить, но как раз тому, что не обладает такой хрупкостью, условностью. Это в первую очередь мораль. Нравственные устои, даже если они будут попираться обществом, не потеряют своего значения. А это означает, что нравственное воспитание не утратит своей актуальности. То же самое можно сказать о воспитании в целом – о философской рассудительности, культурологической осведомленности, социальном воображении.

(“О книге И.Ильинского “Образовательная революция””. П.С.Гуревич.)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru