Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N37 
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА 

Юлия ГАЛЛЯМОВА,
кандидат педагогических наук
Санкт-Петербург

Если в ваш класс пришел медлительный ребенок

Не торопитесь, не пытайтесь придумать для него особую программу. Попробуйте сделать так, чтобы ему было комфортно на обычном уроке

Каждому опытному учителю (а иногда и не очень опытному) хорошо знаком тип ученика, выделяющегося своей медлительностью: такие дети неторопливы в реакциях и в ответах, постоянно “копаются”, то что-то забывают, то вдруг уже не к месту вспоминают забытое... Подобная “заторможенность” ребенка нередко вызывает раздражение взрослых.
Первый вопрос, который обычно задает себе учитель, звучит приблизительно так: “Что же сделать, чтобы этот ребенок не тормозил весь класс и сам успевал усваивать материал?”.
Чтобы вы могли профессионально ответить себе на подобный вопрос, необходимо понять природу поведения такого ребенка.

Медлительность – это типологическая особенность нервной системы человека, его “личный темп”. Это не лень, не желание делать все медленно назло взрослым, не проблемы интеллекта.
Нередко оказывается, что ребенок приходит в школу с тяжелым и неприятным “багажом” за плечами. Представьте, сколько раз в день (хотя бы за последние два года) он слышал: “Давай быстрее”, “Ну что ты копаешься!”, “Опять мы все ждем только тебя!”
Родителям не всегда хватает терпения во взаимодействии со своим медлительным ребенком. Очень часто в детском саду можно услышать, как темпераментная мама кричит в раздевалке: “Все! Мне надоело тебя ждать. Если через минуту не оденешься – я уйду. Будешь ночевать в садике!”.
Что же в этот момент происходит с ребенком?
Во-первых, ему страшно: вдруг мама действительно уйдет (он же еще не знает, что это просто взрослые “воспитательные штучки”). Во-вторых, полностью теряется внутреннее равновесие, ведь он же и так одевается и даже достаточно старательно. В-третьих, даже ребенку-дошкольнику может стать неудобно при виде разъяренной кричащей мамы.
Если подобные ситуации происходят систематически, то становится понятно, почему медлительные дети часто развиваются по невротическому типу.
И вот теперь наш медлительный ребенок со всеми приобретенными проблемами пришел в школу, в вашу школу и даже в ваш класс. Что же теперь для вас важно?

Сейчас, когда мы с вами, уважаемые учителя, все дальше отходим от директивных методов обучения и воспитания, ориентируемся в своей работе на индивидуальность каждого ученика, хочется предложить и немного иначе взглянуть на проблему медлительности, то есть посмотреть на ситуацию изнутри. А заодно попробуем определить некоторые важные при работе с медлительными детьми правила.
Соответственно мы понимаем, что медлительному ребенку не нужна специальная школа или особый учитель. Знание особенностей нервной системы медлительных детей даст нам возможность найти индивидуальный подход к такому ребенку, построить свою систему обучения, ориентируясь на этого ребенка, то есть мы сможем реализовать себя как профессионалы. Отсюда первое правило – не бойтесь и будьте уверены в своих силах.
Иногда, анализируя неуспеваемость медлительного ребенка, мы думаем: “У меня с этим ребенком ничего не получается. В чем же дело? Я виноват или дело в нем? Я? Нет, остальных же учу успешно, и результаты есть, а этот… И родители ничего не предпринимают, а я столько раз им говорила… Не хотят – и не надо. Я тоже ничего не могу поделать!”.
С одной стороны, подобные мысли означают, что нас волнует ситуация и мы готовы ее анализировать и менять, с другой – именно такая позиция не ведет нас к успешной и продуктивной работе. В этой ситуации мы просто включаем защитные механизмы: лучше думать, что это проблемы ребенка, чем понимать и признавать свою несостоятельность в разрешении сложившейся ситуации.
Таким образом, мы подошли ко второму правилу – не пытайтесь справиться с возникшей проблемой только собственными усилиями, если опыта работы с медлительным ребенком у вас еще нет. Обратитесь за поддержкой к психологу, опытному педагогу; пообщайтесь с родителями.
Проанализировав подобную информацию (а она может оказаться очень противоречивой), можно перейти к следующему правилу – наметьте альтернативные методы и дополнительные средства, необходимые для обучения медлительного ребенка.
Ваша задача – “вписать” эти методы в обычный урок для целого класса, а не составить совершенно иную программу обучения медлительного ребенка.
Еще одно важное правило заключается в следующем: проверьте готовность медлительного ребенка к вербальным ответам на начальном этапе обучения. Не стыдите ребенка, если он не отвечает на уроке. Он делает это не назло вам и не потому, что ничего не знает. Просто стрессовая ситуация (а ответ перед классом – это стресс) сокращает возможности ребенка, еще более затормаживая его нервные процессы.

Повышайте уверенность медлительного ребенка в собственных силах, работайте над адекватностью его самооценки. Многие педагоги любят использовать различные экраны успеваемости и их варианты. В данном случае такой метод неприемлем.
Экран успеваемости, на наш взгляд, вообще нельзя назвать корректным методом в работе педагога. Представьте, уважаемые коллеги, что вы приходите обедать в школьную столовую, а там… на самом видном месте висит, например, экран работоспособности учителей, в котором отмечается, кто когда опоздал, сколько открытых занятий показал и т.д. Одна из фамилий в нем ваша. Какие чувства при этом появятся? А ведь теперь этот экран будет висеть целый год, и смотреть на него будут и дети, и их родители, и другие взрослые.
Для младших школьников вполне можно использовать известную многим “Ромашку” (в центре наклеивается фото ребенка или пишется его имя, а на лепестках записываются личные достижения школьника). Эта форма может быть очень полезной для медлительного ребенка: кроме того, что он почувствует свою успешность (даже если это и небольшое достижение), у вас всегда будет возможность актуализировать его опыт: “Посмотри на свою ромашку, ведь и это все у тебя получалось не сразу, но ты тренировался и научился”.

Используйте физкультминутки и игры, тренирующие нервные процессы медлительных детей. Для этих целей, например, подходит следующая игра. Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10х10 см и карандаши. По сигналу дети как можно быстрее ставят в квадрате точки. Эта игра и другие упражнения, тренирующие нервные процессы медлительных детей, можно найти в книге М.М.Кольцовой “Медлительные дети”.
Создавайте ситуации, дающие медлительному ребенку позитивный опыт общения со взрослым. Это правило заключается в нашей с вами способности разговаривать и обращаться с медлительным ребенком спокойно, без крика и упреков.
Последнее правило, на котором мы остановимся в этот раз, заключается в следующем: постарайтесь наладить контакт с родителями медлительного ребенка.
Родители медлительного ребенка очень часто приходят на встречу с учителем с явным нежеланием, активно включая свои защитные механизмы.
Поэтому именно от нас с вами, профессионалов в своей области, зависит развитие, здоровье и спокойствие не только медлительного ребенка, но и его родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru