Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
КАК НА ДУХУ 

Алена НОВГОРОДОВА,
преподаватель уроков театра
г. Вологда

Преданные друзья

Неужели быть преданными – удел всех учителей?! А запоздалое раскаяние – это все, на что мы способны?

Когда-то в юности мы с подругой были на экскурсии в Великом Новгороде. Закутанный в темный плащ немолодой мужчина начал экскурсию так: “Есть ли у вас преданные друзья? Ну… друзья, которых вы предали?”
Парадоксальность этого высказывания осталась в памяти, но его истинный смысл я постигла только недавно, когда сама почувствовала себя преданной, обиженной одним из своих любимых учеников.

Всегда жаль…

Я с детьми занимаюсь театром в обычной средней школе. Школьники приходят в театр по разным причинам: чаще всего ищут интересного общения, многие приходят заодно с друзьями. Некоторые задерживаются, увлекаются магией театра и становятся моими учениками.
Но пора взросления – пора частой смены интересов, и бывает так, что ребята, к которым я привязываюсь в процессе совместной работы над спектаклем, уходят из театра, захваченные новыми увлечениями. Мне всегда жаль, когда кто-то уходит, но я стараюсь относиться к этому с пониманием: старшим нужно готовиться к поступлению в вузы, у кого-то же притязания на актерскую славу не подкрепляются возможностями.
Со многими мы потом остаемся друзьями. Но, эмоционально привязываясь к ученикам, я, видимо, пытаюсь и их привязать к себе, а когда это не получается, огорчаюсь. К сожалению, бывает, что мои бывшие друзья и ученики, сталкиваясь со мной в школьном коридоре, даже не здороваются. И это всегда очень грустно.

С ним было интересно…

Недавно один из юношей (а их в театральных коллективах всегда мало, и поэтому с ними особенно нянчишься) откололся. Сначала он попытался просто не попадаться мне на глаза. При встречах, глядя в пол, невразумительно бормотал, что ему очень некогда. Наконец, передал мне через своего друга, что его “это больше не интересует”.
Это был совсем не театральный ребенок – скованный, зажатый. Разговаривая, он всегда смотрел в пол на свои поставленные крестиком ноги. Но когда он читал мне хорошим звучным голосом стихи, чувствовались в нем скрытый темперамент и сила.
Хоть девчонки и посмеивались над его неуклюжестью и мне приходилось его защищать, но чувствовалась в нем та мужская надежность, которая редко встречается в актерской среде. Он всегда вовремя приходил на репетиции, никогда никого не подводил, говорил мало, высказывался часто оригинально, но всегда был “вещью в себе”.
Пришлось много с ним возиться, чтобы хоть немного вытащить его из собственной раковины. Он изменился в лучшую сторону, даже внешне как-то выпрямился, хотя по-прежнему разговаривал, не глядя в глаза.
Он замечательно прочитал Маяковского на городском конкурсе стихов и стал лауреатом. С ним было интересно работать: он понимал меня и делал все даже лучше, чем я от него добивалась. Когда я слушала, как он на конкурсе громовым голосом, но проникновенно и трогательно провозглашал: “Чтоб всей вселенной шла Любовь!” – я была счастлива тем, что “я этой силы частица”…
И вот его слова “меня это больше не интересует” я интерпретировала тогда так: это ему со мной неинтересно, это я неинтересна. И мне обидно, возникло такое чувство, что мною, моими знаниями, моей энергией, эмоциями просто пользовались, пока это было интересно.
Но, может, попробовать взглянуть на ситуацию шире? Разве это не нормальное состояние любого ученика – пользоваться знанием, поддержкой и любовью своего учителя?
Пройдя этап ученичества (кто быстрее, кто медленнее), мы все отходим от наших учителей и в суете жизни редко вспоминаем о них. Или с благодарностью помним, но не даем обратной связи, не думаем, что учителя также нуждаются в нас.
Конечно, речь идет о значимых людях нашей жизни – об Учителях с большой буквы. Учителях, преданных своим ученикам.

К своему стыду…

В моей жизни была грустная история. У меня была учительница, в юности я занималась у нее в студии художественного слова. В тот период мне необходима была поддержка, совет и участие, и я сполна все это от нее получала: жила у нее дома, она готовила меня к поступлению в театральный институт и страшно гордилась, когда я поступила.
Потом студенческая жизнь закружила меня, я все меньше нуждалась в своей учительнице, но иногда звонила, звала на экзаменационные просмотры, поздравляла с праздниками.
Шли годы, появилась семья, мои звонки стали все реже, и, занятая своей личной жизнью, я совсем про нее не вспоминала.
Как-то раз мне понадобилась одна книжка, я точно знала, что у Натальи Дмитриевны она есть, и позвонила ей. Но к телефону никто не подходил. К своему стыду, я и тогда не сразу забеспокоилась (хотя знала, что родственников у нее в этом городе нет) – убеждала себя, что это что-то с телефоном. И только через несколько дней позвонила нашей общей знакомой – еще одной ее ученице.
– Ты не знаешь, что с Натальей? Может, с телефоном что?
– А ты разве ничего не знаешь?..
По ее голосу я сразу поняла, что случилось что-то особенно страшное. Так и было. Моя любимая учительница, добрая, умная, талантливая, но очень несчастливая в личной жизни (одинокая в свои пятьдесят), покончила с собой. Много месяцев назад.
У нее было так много учеников, так много за годы ее работы в студии! Были и дети, и старушки, и много-много девчонок, мечтавших, как и я, о театре. Но одиночество ее, видимо, стало таким нестерпимым, что она решилась на этот шаг…
Это стыдно, но первой моей реакцией была обида на нее: как она могла так уйти, ведь она мне, оказывается, очень нужна!
И только потом пришло чувство вины и остается по сей день: почему я не сказала ей вовремя, как я ее люблю, как благодарна ей за все, что она так бескорыстно для меня делала.
У меня не осталось даже ее фотографии…

Уговариваю себя…

Величайший из учителей – Христос – был предан своими учениками. “Трижды ты отречешься от меня до восхода солнца”, – сказал он Петру. Неужели быть преданными – это удел всех Учителей?! А запоздалое раскаяние – это все, на что мы способны?!
Я уговариваю себя, что хороший педагог должен просто отдавать себя своим ученикам и ничего не ждать взамен. Что если удается сделать жизнь детей хоть немного одухотвореннее, полнее, интереснее, то уже можно считать свою задачу выполненной.
Но, наверное, я не вполне хороший педагог, раз я обижаюсь на учеников. Значит, мне еще постигать и постигать мудрость Учителя: “Чем больше даешь, тем больше у тебя остается”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru