Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Александр ЛОБОК

“Какое наслаждение вопрошать природу...”

С 18 по 24 апреля 2004 года в Москве проходили одиннадцатые Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского

Мы всегда гордились силой и потенциалом своей науки. Гордость и слава отечественной истории – люди со склонностью к независимому исследовательскому мышлению. Люди, способные производить свое собственное знание, а не просто слепо следующие чужому.
Увы, времена изменились. Одна из серьезнейших проблем современной образовательной ситуации в России заключается в том, что происходит дискредитация самого научного подхода. Это проявляется, в частности, в создании беспрецедентного по своим масштабам рынка вторичной интеллектуальной продукции – попросту говоря, рынка рефератов.
По данным статистической программы Rambler, среди всех интернет-сайтов, имеющих отношение к образованию, абсолютным и безусловным лидерством обладают как раз те, которые позволяют «скачивать» рефераты. Таких сайтов – многие десятки, и именно они занимают верхние строчки рамблеровского рейтингового листа Top-100.
Скажем, одним из лидирующих ресурсов такого рода является портал «Банк рефератов – быстрый и удобный поиск». Каждую неделю его посещают свыше 400 тысяч (!!!) посетителей, запрашивая при этом до четырех миллионов страниц, и только за последний месяц услугами этого сайта воспользовались 1 миллион 600 тысяч посетителей. А ведь кроме лидера существуют десятки других интернет-ресурсов аналогичного рода, и все они оккупируют верхнюю часть списка образовательных ресурсов Интернета. Например, вторая строка рейтинга принадлежит ресурсу «Рол Referat.ru – рефераты и сочинения». У него еще полтора миллиона посетителей в месяц.
Впрочем, и третья, и четвертая, и последующие строчки этого рейтинга свидетельствуют неумолимо: мы на полных парах ворвались в эпоху фальшивого образования, и это сегодняшняя российская школа (как средняя, так и высшая) создает условия для распространения этой ползучей заразы «рефератизма».
Целых 23 верхних строчки рамблеровского рейтинга занимают исключительно те сайты, которые предлагают всем желающим рефераты, курсовые, дипломы, сочинения и готовые домашние задания по любому школьному предмету. А в целом среди первой сотни образовательных сайтов мы найдем только пару десятков нереферативных.
По сути дела речь идет о глобальном кризисе самой идеи интеллектуального авторства. Школьники, студенты и даже аспиранты сегодня с легкостью пользуются плодами чужого интеллекта, выдавая их за свои. А это значит, что идет неумолимый процесс разрушения культуры самостоятельного мышления. Впрочем, это всего лишь следствие общей школьной установки: знание – это не то, что нужно самостоятельно создавать, а то, что можно откуда-нибудь брать в готовом виде.
К счастью, по-прежнему есть педагоги и ученики, которые находят в себе силы противостоять этому абсурду. И они понимают: любое знание, прежде чем оно попадает в книги, должно быть сперва кем-то создано. А следовательно, требуется реальная исследовательская деятельность, которая и является деятельностью по созданию нового знания.
Эта трудная истина в очередной раз была подтверждена в ходе одиннадцатых Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"