Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ 

Лучше молчать, чем оправдываться

Как правильно реагировать на критику, замечания, оскорбления

Что бы вы ответили, сделали, подумали или решили про того, кто осмелился бы сказать вам:
“Какой ты бестолковый”.
“Сколько раз тебе повторять одно и то же?”
“Вечно ты споришь (опаздываешь, ноешь, говоришь глупости …)”.
“Ты плохо одеваешься (говоришь, слушаешь, ходишь и так далее)”.
“Тебе ничего нельзя доверить”.
“Ты некрасиво причесан (ешь, говоришь, ходишь…)”.
Вряд ли бы вы смолчали, пропустили мимо ушей и общались дальше как ни в чем не бывало.
А ведь это далеко не полный перечень тех замечаний, критических высказываний и откровенных оскорблений, которые взрослые произносят ежедневно, общаясь с детьми.
И дети, отвечая на критику, ничем не отличаются от взрослых. Так же нервничают, расстраиваются, злятся, грубят в ответ.

Психологи говорят, что подавляющее большинство людей абсолютно неверно реагируют на критику, замечания, оскорбления.
Вот так:
Оправдываются в 60 процентах случаев. Говорят, что они не виноваты, что они хорошие, и приводят многочисленные доводы в свою защиту. Почему это ошибка? Во-первых потому, что, оправдываясь, мы занимаем униженную, похожую на детскую позицию. Во-вторых, наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не хотят слушать. Если человек прождал вас полчаса под дождем, то ему, понятное дело, не до объяснения причин опоздания.

Контратакуют: “Сам такой!”, “От такого слышу”, “На себя-то посмотрите!” В ответ на критику сами обрушиваются с критикой в 20 процентах случаев. Действительно, лучше самому нападать, чем оправдываться, но контратака всегда провоцирует конфликт. А в конфликте нет ничего созидательного. Только истраченные нервы и испорченные взаимоотношения.

Молчат в ответ на критику в 10 процентах случаев. Мао Цзэдун хорошо сказал: “Когда я говорил, то всегда проигрывал, а когда молчал – всегда выигрывал”. Да, лучше молчать, чем оправдываться и контратаковать. Но психологи утверждают, что молчать тогда, когда вас оскорбляют, очень вредно для здоровья: не отреагировав, вы как бы глотаете оскорбление. Поэтому разрядиться, хотя бы потом, надо обязательно. Вот для этого в Японии подчиненные колотят специальных кукол, имитирующих начальников.

И только в 5–10 процентах случаев можно услышать достойный ответ. Достойно реагируя на критику, замечания, оскорбления, мы не только сохраняем хорошие отношения и чувство собственного достоинства, но и становимся со временем уверенными в себе людьми.
Так что если не можете не критиковать детей – учите их правильно реагировать на вашу критику, чтобы они из трудных ситуаций общения с собственными родителями извлекали для себя пользу: становились более уверенными в своих возможностях людьми.

По материалам сайта www.psi.lib.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru