Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена КУЦЕНКО

День учителя начальной школы

Начальная школа. С нее начинается образование не только хронологически, но и по сути. Младшие классы – это основа, от которой зависит устойчивость дальнейшей школьной жизни.
Возможно, поэтому начальная школа может служить индикатором перемен, происходящих в образовании. Уж если в начальном звене что-то существенно меняется, эти изменения не случайны.
Говорят, учительский корпус стареет. Но сегодня на марафоне было невероятное количество молодежи, студентов педвузов. Скоро в школу придет новое поколение педагогов. С современным пониманием задач образования, с иным отношением к ребенку. Об этом свидетельствуют вопросы, с которыми марафонцы обращались к психологам-консультантам Галине Паниной и Зое Захарченко. Еще несколько лет назад учителей больше всего волновало, что делать с конкретным Васей, который грубит, вертится или прогуливает. Сегодня вместо “что мне делать с ребенком?” звучит “что делать с собой, чтобы у ребенка не возникали проблемы?”.
Мастерские, семинары и мастер-классы так или иначе помогали учителю увидеть и принять ребенка таким, какой он есть. Ведущие рассказывали, как работать, опираясь на это понимание и следуя природе ребенка, как не ломать и не переделывать ее.
Доктор психологических наук Елена Кравцова, приведя множество узнаваемых примеров, доказала, что, переступая порог школы, ребенок не становится школьником автоматически. Более 60% семилеток – психологически дошкольники. А некоторые остаются ими, даже проучившись до восьмого-девятого класса. Учитель должен видеть и понимать разницу психологии младшего школьника и дошкольника. Дошкольник, сколько бы лет ему ни было, – практик, ему важно получить результат. Сократить этот этап жизни невозможно. Человек должен насытиться практическим, предметным. Пока это не произойдет, он будет оставаться дошкольником, нравится нам или нет.
И только освоив предметно-продуктивную деятельность, ребенок становится школьником, то есть теоретиком. Теперь его гораздо меньше волнует что (результат), зато очень интересует как (процесс). Только в этот момент его ведущей деятельностью становится учебная. Он может проблематизировать ситуацию, отличать личностную оценку (плохой, бестолковый) от оценки себя как субъекта деятельности (выполнил работу с ошибками). Уже не отчаивается как дошкольник: я не умею рисовать, значит, я плохой и любить меня никто не будет.
О том, как “правильно ругать” ребенка, рассказывала кандидат биологических наук Валентина Еремеева. Девочке нельзя говорить, что она плохо что-то сделала, нельзя сильно хвалить конкурентку – эмоциональный фон затмит суть того, что вы хотите сказать. Мальчик, которого ругают, уже через минуту перестает слушать, отключается. Не оттого, что он такой толстокожий, просто так устроен его мозг, который после короткого эмоционального всплеска включает сенсорный блок. Девочку, между прочим, тоже долго ругать нельзя: она расплачется. Мальчикам, коря, нужно сообщать полезную информацию. Мало сказать: я тобой недовольна (ну и на здоровье!), надо перечислить, чем именно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"