Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

День учителя физической культуры

День учителя физической культуры начался с неожиданного для всех кросса по Москве: педагоги, увидев друг друга еще у метро, бежали наперегонки в Олимпийскую деревню, в «Центр образования “Москва-98”». Этот центр – не школа, а целый дворец, в котором взрослые помогают детям стать профессиональными спортсменами.
На сцену вышла компания: Артем Соловейчик вел трехлетнюю дочурку, рядом – сыновья. У всех в руках кроссовки. На глазах у изумленной публики они стали переобуваться.
– Не знаю, можно ли заставить детей заниматься спортом. Меня, в свое время, не смогли, – сказал Артем Соловейчик. – Но главное, наверное, не в этом. Главное – не убить в ребенке мечту. Я всю жизнь мечтал пробежать марафон, и сегодня я это сделаю вместе с моими детьми.
Вместо традиционного для марафона музыкального приветствия свое искусство показали художественные гимнасты, ученики центра. За каждым жестом, каждым движением юных дарований – титанический труд.
Спортивный зал, разделенный на две половины, не смог вместить всех желающих посмотреть на уроки, демонстрировавшиеся профессионалами высшего класса.
На одной половине зала играли в волейбол, на другой – в баскетбол. Гости в стороне не остались. В итоге приемы волейбола демонстрировали на учителях, на время превратившихся в обычных учеников.
Волейбол сменился флорболом, скипингом, спортивными танцами, рок-н-роллом. Вы знаете такие виды спорта? Нет? Значит, пропустили много интересного! Потом были уроки аэробики и спортивной гимнастики – вещи более знакомые.
Но тем, кто приехал из обычных школ, было важнее разобраться в своих проблемах. Например, получить квалифицированное толкование действующих сегодня нормативно-правовых актов. Консультацию для них проводила Надежда Мурина. Зал засыпал ее вопросами. Но, к сожалению, ответов на многие из них пока не существует. Например: стоит ли выставлять детям отметки или лучше перейти на зачетную систему? Оказывается, теперь учитель имеет право выбора! Но при этом могут пострадать дети: вузы сами решают, принимать ли документы у тех, у кого в аттестате стоит «зачет» по физкультуре. «Что вы мучаетесь?! Конечно, нужно всем ставить отметки! – прозвучала реплика из зала. – Новые правила, не продуманные до конца, не должны приносить вред детям».
Этот же вопрос поднимался Анатолием Матвеевым на дискуссии по содержанию образования. Он считает, что если перейти на зачетную систему, дети будут лениться и уровень общей физической подготовки резко упадет. А это опасно, затрагиваются интересы государства: сумеют ли дети потом впрыгнуть на танк? Вот, оказывается, в чем дело. Знаете, что является имитацией танка в спортивном зале? Козел! А бегать учат, чтобы от врагов убегали…
Впрочем, от врага можно уходить и по воде. «Есть бассейн, нет бассейна – вы должны научить всех детей плавать!» – сказал Юрий Пузырь, второй ведущий дискуссии. Учителя засмеялись: «Теоретически, что ли?»
До обсуждения педагогики так и не дошли. Слишком много больных вопросов, которые требуют немедленного разрешения. Лишь немного, в самом конце, рассказал Анатолий Матвеев о своих методиках. На их обсуждение не хватило времени.
Разговор о работе с детьми с различными физическими отклонениями вели Сергей Хрущев и Ольга Водяницкая. Они говорили о том, как должно быть. Учителя – о том, как есть на самом деле. Кто же не согласится, что с больными ребятами нужно заниматься отдельно, по особым методикам, индивидуальным программам? Но во многих школах это невозможно: один учитель на класс, один спортивный зал…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"