Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ 
 

В наркотиках нет ничего романтичного. Погибающий от передозировки подросток – столь страшное, физиологически жестокое и антиэстетичное зрелище, что увидевший это получает потрясение на всю жизнь. Конечно, лучше не видеть. Но знать, как это бывает, чтобы никогда не соблазниться убийственной дозой, суметь помочь, если уж судьба столкнула с такой бедой, надо.
Специалисты иркутского релейного завода “Эталон” создали уникальный реанимационно-диагностический тренажер “Витим-наркоман”. На нем можно наглядно увидеть, что происходит с человеческим организмом, когда при передозировке наркотиков случается внезапная остановка сердца и дыхания, овладеть приемами реанимации.
Корреспондент “ПС” связался по телефону с областным государственным Центром профилактики наркомании. Расспросил, что же представляют собой манекены и какая профилактическая работа планируется с помощью “Витим-наркомана” в Иркутской области. Сотрудник центра Ольга Красикова объяснила: манекен-тренажер “Витим-наркоман” – это электронный аппарат, представляющий собой макет головы и торса человека. Аппарат подключен к табло, на котором высвечиваются данные о том, как изменяются сердцебиение, давление, дыхание человека, погибающего от передозировки наркотиков. Конечно, искусственно воссозданное зрелище далеко не столь страшное, какой была бы реальность, но очень и очень впечатляющее.
“Семинары для желающих освоить навыки реанимации с использованием этого аппарата, – сказала Ольга Красикова, – в первую очередь преследуют профилактические цели, а уж затем – обучающие”.
В планах завода – выпуск в ближайшем будущем манекенов-тренажеров для отработки реанимационных навыков при спасении человека, пострадавшего от утопления, удара током и иных несчастных случаев.
Семинары-тренинги с использованием “Витим-наркомана” рассчитаны на студентов. Из студентов, получивших навыки работы на тренажере, будут потом организованы группы добровольцев для работы в вузах города и области.
Занятия уже прошли в двух вузах – в Байкальской академии экономики и права и в Иркутском государственном техническом университете. Проводились они в специальных кабинетах профилактики, где размещена информация о наркотических опасностях.
Если вас заинтересовал новый реанимационно-диагностический тренажер, а также программа подготовки волонтеров, спасающих подростков от передозировки наркотиками, звоните в областное государственное учреждение “Центр профилактики наркомании”.
Телефоны: (3952) 56-64-55, 56-64-56.

Рамиль ГАРИФУЛЛИН, психолог

Тайное оружие против явных соблазнов

Инструктаж

Наверное, самая лучшая профилактики наркомании – это полное доверие младшего поколения старшему. Искреннее и глубокое уважение детей к родителям и педагогам. Представьте: любимый и уважаемый отец или учитель спокойно и серьезно говорит подростку, что так, мол, и так, есть на свете большая беда – наркомания. Я тебе сейчас расскажу, что это такое, а ты пообещай мне, что в твоей жизни наркотиков не будет. Подросток внимательно слушает, переспрашивает, когда непонятно, дает обещание. И все! Теперь даже если он и столкнется с наркотиками, то предупреждение взрослого и собственное честное слово будут ему лучшей защитой…
Скажете: увы, это утопия, так не бывает? Да, в обществе, где действительно существовали бы такие уважительные и доверительные отношения между старшими и младшими, где честное слово ребенка и разумные запреты родителей и педагогов были бы ненарушаемы, не было бы и наркотиков. Но такого чуда не случилось. Мы, взрослые, сами создали такой мир, где обещания ничего не значат, где любые запреты нарушаются, где наркотики подстерегают подростка на каждом шагу, а сын или дочь запросто заявляют родителям: да я лучше наркотики принимать буду, чем жить так, как живете вы!..
А мы все равно пытаемся пройти по лезвию ножа. Чтобы, с одной стороны, предостеречь и уберечь, с другой – не пробудить любопытства, с третьей – не вызвать прямо противоположной реакции, с четвертой… с пятой…
Кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин советует учителям и родителям вести антинаркотическую пропаганду постоянно и неустанно. Но скрыто, под-
спудно, косвенно. “Если вы будете часто говорить о наркотиках, пугать, грозить, требовать, то лишь вызовете обратную реакцию. Слово “наркотик” лучше произносить пореже, но уж если произносить, то так, чтобы ребенок вздрогнул”, – говорит Гарифуллин.
Психолог убежден, что приемы косвенного внушения против наркомании можно применять практически на всех уроках, в рамках любого предмета.
Скрытая профилактика возможна даже на уроках математики. Вот как ее видит Гарифуллин:
– Предложите ученикам задачу, в которой необходимо рассчитать, сколько денег курильщик в течение года прокуривает, переводит на дым. Или еще жестче: сколько осталось жить наркоману, если... Сколько наркоманов погибнет в течение года, если?..
Непривычно, странно, страшно? Но наркомания куда страшнее. Подчеркивать главную идею задачи не надо. Пусть это будет просто задача в ряду других. Но она царапнет душу, заденет, заставит подростка поежиться.
Или возьмем урок химии. Учитель говорит: вот вещество. Дает его формулу. А потом: это яд, который разлагает мозг. Объясняет химическую реакцию. Говорит: этот яд – наркотик.
Запугивания не было, просто изучался химический процесс. Так же можно поступить и на уроке биологии или на уроке основ безопасности жизнедеятельности. Спросить, от чего именно умирают наркоманы. Рассказать, что происходит с сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системами при употреблении наркотиков. Опять же не акцентируя. Говорить так, будто в классе не профилактику наркомании проводят, а всего лишь изучают работу органов дыхания или кровообращения.
Можно подойти к проблеме с другой стороны и поговорить о том, когда и как наркотики применяются по медицинским показаниям, почему их назначают при очень сильной боли, а в менее тяжких случаях – нет.
Учитель музыки, знакомя класс с современной рок-культурой, должен откровенно рассказать, как умирали Элвис Пресли и Фредди Меркьюри. Но не бубнить, как все было безобразно и страшно и что ничего романтичного в этом не было. Ребята сами сделают вывод. Задача учителя – только рассказать. Честно и жестко.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru