Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила КОЖУРИНА

День учителя немецкого языка

АLLES KLAR! Этот лозунг оказался удачным эпиграфом Дня учителя немецкого языка. Энергичная немецкая речь слышалась повсюду. Даже русскоговорящие педагоги и лекторы вели занятия на немецком. Желание учителей, специально приехавших в Московский Дом учителя, чтобы пообщаться с живыми носителями языка, исполнилось. Сотрудники Института имени Гёте Карин Телеманн, Вальтер Деген, Зузанн Энгельман охотно беседовали с марафонцами в фойе, в залах на темы, интересные российским учителям: что происходит с немецким языком в Германии, какие и есть ли недостатки языкового образования в России? Предлагали российским коллегам недорогие и качественные курсы повышения квалификации в Гёте-центре. Демонстрировали новейшие интерактивные методики.
Доктор Вильгельм Кропп из Центрального управления зарубежных школ Германии заговорил на немецком о литературе. В газете “Deuscht” как раз был недавно напечатан рассказ Федерико де Често. Перспектива разговора со специалистом-филологом не столько обрадовала, сколько смутила учителей, но ярославский педагог Алексей Ягунов уверенно вступил в диалог, который незаметно увлек всех так, что были забыты и тема семинара, и время, отведенное на него.
Немцы очень хвалят нашу газету “Deuscht”: и уровень высок, и выбор методик разнообразен и богат. Редактор Марианна Бузоева, переводя эту фразу, смущенно улыбнулась и добавила от себя, что это, наверное, просто комплимент…
Семинар по проблемам мотивации изучения немецкого языка “Рекламируем немецкий” вела сотрудница Гёте-центра Елена Чумак. А Валентина Лазарева рассказывала о немецкой языковой школе “CARL DUISBERG CENTRUM”. Обе ведущие нажимали на преимущества, которыми обладают люди, знающие немецкий. И вообще, оказывается, психологи давно доказали, что изучение иностранных языков начинать лучше всего с немецкого, а не с английского. Тем не менее и на занятиях, и в частных беседах учителя с тревогой говорили о неизбежном предпочтении родителями английского языка. Отношение к немецкому языку как к нежелательному изменится, когда второй язык станет обязательным для каждого школьника. Но когда это будет? Пока немецкий как второй язык изучается в общеобразовательных школах за счет родительских взносов.

И вправду, на День немецкого языка пришло в два раза меньше учителей, чем на День английского. И обыкновенных учителей из общеобразовательных школ почти не было. Все больше из спецшкол с углубленным изучением немецкого языка да преподаватели вузов.
Однако тематика и содержание семинаров и лекций доказывали обратное: методика преподавания немецкого языка в российских школах динамично развивается. Липецкая школа Пасова с установкой на коммуникативный аспект, учебники Института Гёте, ориентированные на немецкую дидактику и учитывающие русский менталитет, классические учебники Бим – типы презентаций самые разнообразные. Демонстрация видеоуроков по пособиям “Genialno” (Елена Семенцова), блестящие комментарии авторов учебно-методических комплектов (Олег Родченко, Вера Царькова), практические занятия с учителями (Людмила Соколова, Наталья Константинова), принципы работы с новыми обучающими словарями (Ольга Югова)…
“Современные принципы обучения немецкому языку”, “живое страноведение”, “европейские образовательные стандарты” – это не пустые слова, за ними реальное дело. Бывалые марафонцы утверждают: “Здесь знакомишься с методическими идеями высочайшей степени креативности. Стоит использовать эти приемы на обычном уроке – и дети проявляют небывалую активность! Работа превращается в радость”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"