Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

День учителя математики

По словам академика РАН Сергея Никольского, реформы явно пренебрегают математикой и умаляют ее роль в школьном образовании. Это хорошо видно по расчасовке. Раньше математикой занимались в среднем 6 часов в неделю. Очередной проект стандарта, который уже окрестили окончательным, на математику отводит в начальных классах – 4 часа в неделю, в основной школе – 5 часов, в классах гуманитарного профиля старшей школы – 4 часа и только в профильных математических сохранены прежние 6 часов.
“Могло быть хуже”, – утешаются преподаватели. Действительно, а вдруг бы трехчасовая программа, предложенная сначала и теперь признанная ошибочной, прижилась? Эксперимент доказал вполне очевидное: разгрузка, о которой в последнее время не говорил только ленивый, имеет свои пределы. За ними преподавание предмета теряет всякий смысла. Для математики этот порог – 4 часа в неделю За меньшее время обучить математике практически невозможно.
Многим учителям наверняка запомнились глубокие, точные обобщения академика РАО Юрия Колягина в докладе “Школьная математика в плену новаций и традиций”, где красной нитью упорная мысль: старые и новые методические разработки в школьной математике настолько тесно переплелись друг с другом, что учителю крайне трудно отличить хорошее от плохого.
Директор МЦНМО Иван Ященко озадачил учителей вопросом: как теперь сохранить углубленное преподавание математики? В старшей школе новым стандартом предусмотрены два уровня – базовый (4 часа в неделю) и профильный (6 часов в неделю), что фактически еле дотягивает до обычного уровня преподавания в типичной советской школе. “Если в документах не будет зафиксировано нормативов для углубленки, мы ее потеряем”, – подытожил Ященко. Тему продолжил декан факультета педагогического образования МГУ Николай Розов, подчеркнув, что “российскую физико-математическую школу давно подрастеряли”. На круглом столе “Теория и практика ЕГЭ в России” ведущие подробно комментировали недостатки подготовки к ЕГЭ. Во многих случаях ребята с самого начала обрекают себя на провал. Записывают условие задачи и тут же кидаются ее решать. Нарушается одно из требований к оформлению экзаменационной работы: в этой краткой записи должно быть только то, что относится к условию задачи.
Парадокс современного математического образования: часы на преподавание предмета сокращаются, а учебные программы проще не становятся. В школьный курс вводятся новые разделы: математическая статистика и теория вероятности. Естественно, учителей взволновал вопрос: как успеть преподать эти непростые темы за такое короткое время? Круглый стол “Проблемы введения в курс основной школы элементов математической статистики и теории вероятности” никто из марафонцев не покинул до самого конца обсуждений.
Профессор МГУ Александр Мордкович убежден: тригонометрия в школе преподается слишком поспешно. Как только введены основные понятия, считается, что можно начинать загружать детей всякими вычислениями. Что здесь плохого? Да то, что такой подход игнорирует трудности понимания, которые возникают при освоении новой учебной темы.
Свои надежды учителя связывают с новыми методиками и информационными технологиями. На круглых столах «Организация проектной деятельности на основе электронных пособий из серии “Все задачи школьной математики”» и “Интернет-ресурсы для учителя математики” педагоги с радостью открывали для себя возможности использования ИТ.
Замечательные книги, ставшие в свое время настольными для многих учителей математики и для школьников, сегодня мало кому доступны. Но вот нашлись энтузиасты и собрали на сайте электронные версии всех книг и журналов, так любимых математиками. Адрес электронной библиотеки Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО): http://www.mccme.ru/freebooks/ilib/htm.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"