Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

КОНСТАНТИН БАРХИН. ГРОЗА И НОЧЬ. Стихотворения. Культура слова и другие работы. Составители Татьяна, Анна и Сергей Бархины.
Издательство “Близнецы”,  Москва, 2004

Название нашей рубрики – “Новые книги”, но в ней мы сообщаем не только о новых, недавно написанных и изданных книгах. И даже не о переизданиях известных работ выдающихся мыслителей, педагогов, психологов. Есть еще один пласт в научной и педагогической литературе – это книги практически забытых авторов. Прошедший XX век таит в себе еще много тайн  и удивительных открытий. Таким открытием являются работы Константина Борисовича Бархина – замечательного российского ученого, поэта, педагога, погибшего в 1938 году в застенках НКВД.
В книге “Гроза и ночь” собраны практически недоступные ранее статьи К.Б.Бархина: “О гоголевском направлении”, “Поэзия Кольцова”, «“История моего современника” В.Г.Короленко», “О пушкинских сравнениях”, его стихотворения, воспоминания В.К.Павловой, дочери К.Б.Бархина, и две небольшие статьи о нем в журнале “Русский язык в школе” (1971 и 1991 гг.).
В статье о В.Г.Короленко, опубликованной в 1923 г. в Одессе, К.Б.Бархин пишет об “этическом оптимизме”, о вере в то, что лучшие стороны человеческой души являются для природы человека основными. “Нравственная культура, может быть, бессознательная, нелогичная не позволяет некоторым чувствам слишком легко, почти без сопротивления, следовать за “раскольниковскими формулами”… В.Г.Короленко видел в окружающей среде слишком легкий переход через черту морального во имя “права гениальной натуры”. И кто только не считал себя “гениальной натурой!” – замечает К.Б.Бархин.
Среди работ К.Б.Бархина, помещенных в книге, особое место занимает “Культура слова. Методическое пособие для преподавателей II ступени”. Эта книга, опубликованная в 1930 г. и ставшая библиографической редкостью, посвящена чрезвычайно актуальным и созвучным нашему времени проблемам. Книга предназначена учителям средней школы, которые должны “систематически и непрерывно развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся V–IX классов, постепенно усложняя разнообразные виды стилистических упражнений”. Она состоит из четырех разделов.
В первом разделе – “Введение и практическая стилистика” автор говорит о выразительных средствах языка (эпитеты, синонимы, перифразы, метафоры и т.п.), показывает, какими методами можно обогатить речь детей. В этом разделе много примеров, которые учитель по своему усмотрению может использовать на уроках русского языка и литературы. В этом же разделе есть упражнения по стилистической грамматике, фразеологии, по составлению различных словариков. Например, для развития вкуса учащихся к применению выразительных средств в этом разделе помещена таблица “неполных сравнений”, к которым дети должны придумать продолжение, “замкнуть” образ (“Поле побелело от града, подобно…”) или придумать сравниваемое (“Как …, ползет змей”).
Особое внимание уделено методам подготовки к устному и письменному выступлениям. “Есть вид словесных произведений, – пишет К.Б. Бархин, – который не нуждается в предварительном составлении рабочего плана, даже которому такой план может повредить – это эпистолярная литература и составление дневников… Другую задачу преследует составление плана чужого, разбираемого в классе произведения”. Это – искусство находить план в чужом произведении, а также умение устанавливать порядок, в котором будут излагаться мысли (логические доводы), описываться события или части картины. К.Б. Бархин на примерах классической и современной литературы предлагает целый комплекс приемов “для выработки умения составлять подвижной рабочий план”.
Во втором разделе – “Свободное творчество учащихся” – говорится о приемах обучения писать школьные сочинения на литературные и свободные темы, подробно характеризуются отдельные элементы сочинения: повествование, диалог, портрет, описание, рассуждение. Для развития творческих способностей детей К.Б. Бархин предлагает очень интересные задания (например, описать оконные стекла горящего дома), рассказывает о том, как превратить в небольшой очерк, юмористический рассказ или описание какую-либо отрывочную запись из “Записных книжек” А.П.Чехова.
Для развития свободного словесного творчества К.Б.Бархин предлагает методы “драматизации-игры”. Он пишет о том, что драматизация-игра – естественная деятельность ребенка и отчасти подростка, что есть особый “драматический инстинкт” детей и изумительные иллюзии играющего ребенка, которые близки к “творческой иллюзии”. Игрой драматизация остается еще и потому, что переход от вымысла к реальному бытию для ребенка не представляет никакой психической трудности. В методиках К.Б.Бархина и выбор сюжета (бытовая, психологическая и авантюрная драматизация), и составление текстов для драматизации, и исполнение (словесные иллюстрации, речь персонажей).
В третьем разделе: “Отдельные виды устного слова” – К.Б.Бархин предлагает методику обучения таким видам устной речи, как ответы на поставленные вопросы, устные сообщения о виденном, прочитанном, коллективный литературный анализ, диспут, доклад.
Четвертый раздел посвящен методикам обучения составлению различных видов письменных работ: сочинение, ведение дневников, описание виденного, статьи. Здесь же рекомендации учителям, исправляющим и оценивающим работы учеников. К.Б.Бархин пишет: “При исправлении работ учеников нужно придерживаться такого принципа: требовать только посильного, при разборе ученических сочинений или в рецензиях останавливаться следует лишь на том, что ученики могли бы исправить сами, если бы подумали хорошенько над тем, что написали, – их нужно только натолкнуть на мысль, остановить на мгновение их внимание… В сущности, для исправления работа должна возвращаться самому автору, но только с указанием, какие места в работе вызвали недоумение преподавателя”.
В дополнении “Школьная работа над речевым стилем” помещены многочисленные образцы иносказаний, иронии, крылатых выражений, задания по составлению описаний и даже звуковых картин, разборы стихотворений, первые уроки переводов поэтических произведений.
Методические разработки К.Б.Бархина насыщены примерами из мировой и русской литературы, основаны на классических работах филологов, психологов, педагогов конца XIX – первой половины XX века, которые, к сожалению, тоже на долгое время были изъяты из корпуса доступных произведений. Все эти примеры, упражнения, таблицы могут снова стать необходимым пособием для учителей при подготовке к урокам русского языка и литературы.
В книге помещена библиография работ К.Б.Бархина, насчитывающая 84 названия: первая публикация – 1908 год, последняя – 1938 год. Педагогические открытия, филологические заметки, методические работы К.Б.Бархина возвращаются тем, кому они были предназначены, продолжают жизнь этого замечательного Учителя.

Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru