Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

К школе готов? Не всегда...

Если школа вынуждена отбирать детей в первый класс, как сделать этот выбор щадящим для детей и максимально объективным с точки зрения взрослых

Начинается запись в школу будущих первоклассников. Волнуются все. Учителя – пытаясь угадать в притихших аккуратных детишках будущего возмутителя спокойствия или тот самый тихий омут. Ребята – потому что вокруг незнакомые люди и помещение, шум, толкотня, а они тут самые маленькие, да и родители накануне замучили наставлениями. А уж родители – те больше всех волнуются: вдруг ребенок не ответит на вопросы учительницы? К какому учителю попадем? Тем более что при всех своих ахах и охах очень смутно представляют себе, к какому же учителю хотят попасть и чего ждут от школы. Обсуждают это в смутных терминах “хороший”, “сильный”, “опытный” учитель. Что это такое, объяснить не могут, ибо наиболее частые пожелания: “чтоб держала их построже” и “чтоб ребенку было комфортно”.
Поэтому от учителя, который будет разговаривать с ребенком, зависит, с каким настроем тот придет в школу в будущем сентябре. В то же время перед учителем стоит задача определить “готовность ребенка к школе”, заполнить множество бумажек. Прокомментировать эту ситуацию и, может быть, дать несколько рекомендаций для учителей-новичков мы попросили Татьяну МАЛИНИНУ. Татьяна Владимировна много лет занимается проблемой “предшкольного” образования, даже организовала почти десять лет назад школу раннего развития детей в небольшом городке Ермолино Калуж ской области.

– Весь мой опыт работы с ребятами старшего дошкольного и младшего школьного возраста говорит, что главное для ребенка, поступающего в школу, – умение и желание вступать в диалог со взрослым. А учитель, проводящий запись, иногда торопится задать вопросы, рекомендованные школьным психологом или взятые из соответствующей методички. Ребенок же, даже развитый и общительный, столкнувшись с новой для себя ситуацией и видя волнение родителей, почти всегда отвечает сначала односложно. Поэтому очень важно расположить его к себе, улыбнуться, найти тему для разговора. В этом случае вы потратите чуть больше времени, но сможете в процессе разговора и поиграть, и порисовать, и узнать об увлечениях вашего собеседника. А значит, без всяких тестов определите уровень развития речи и мелкой моторики; умение считать, читать; коммуникативные навыки.
– Значит, тесты лучше отложить в сторону?
– Я не люблю тесты. Они создают для ребенка дополнительный стресс и не дают объективной информации. Ведь в живом разговоре всегда возможен неожиданный поворот, и даже из ошибки ребенка возникает образовательная ситуация. Например, один мальчик при первом знакомстве рассказывал мне, что его папа охотник и уезжает далеко-далеко охотиться на волков. В нашей беседе возникло слово “логово”, и я спросила, знает ли он, что это такое. “Конечно, знаю, – ответил малыш уверенно, – это налоговая инспекция”. Формально это ошибка, но учитель, стремящийся распознать способности ребенка, отметит, что его будущий ученик одарен интуитивным, природным чутьем в области морфемной структуры языка. Потом мы, конечно, обсудили, что такое логово. А мама, придя несколько дней спустя, говорила, что сын и дома весь вечер рассказывал папе, что такое логово, а папа ему – что такое налоговая инспекция.
– Многие родители рвутся научить детей читать, писать, считать задолго до первого класса. Советуете ли вы папам и мамам усиленно заниматься с ребенком в оставшиеся несколько месяцев?
– Заниматься – да, но не натаскивать. Не пытаться научить его читать или считать против воли. Кроме того, неспециалист просто может многое испортить. Пусть уж лучше ребенок придет нечитающим, чем будет читать “мэ-а, мэ-а” или бессмысленно называть числа от одного до ста. В этом случае многое придется исправлять. И об этом обязательно нужно предупреждать родителей. Пусть лучше разговаривают со своими детьми, играют, гуляют, читают им и обсуждают прочитанное.
– Тестирование и проверка знаний ребенка часто становятся основой для отбора детей. Как вы относитесь к тому, что школа детей отбирает?
– Ну как к этому можно относиться? Плохо отношусь... Но ведь отбирают и будут отбирать.
– А если предположить обратную ситуацию, она, конечно, совершенно фантастическая, – дети и родители выбирают учителей?
– Почему фантастическая? Мы пробовали. Ничего хорошего. В одном классе сорок два ученика, в другом – шесть; учителя косятся друг на друга; классы все равно приходится уравнивать по количеству детей – тут уж родители устраивают скандал. Одним словом, с организационной точки зрения это невероятно сложно.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru