ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
К школе готов? Не всегда...
Если школа вынуждена отбирать детей
в первый класс, как сделать этот выбор щадящим
для детей и максимально объективным с точки
зрения взрослых
Начинается запись в школу будущих
первоклассников. Волнуются все. Учителя –
пытаясь угадать в притихших аккуратных детишках
будущего возмутителя спокойствия или тот самый
тихий омут. Ребята – потому что вокруг
незнакомые люди и помещение, шум, толкотня, а они
тут самые маленькие, да и родители накануне
замучили наставлениями. А уж родители – те
больше всех волнуются: вдруг ребенок не ответит
на вопросы учительницы? К какому учителю попадем?
Тем более что при всех своих ахах и охах очень
смутно представляют себе, к какому же учителю
хотят попасть и чего ждут от школы. Обсуждают это
в смутных терминах “хороший”, “сильный”,
“опытный” учитель. Что это такое, объяснить не
могут, ибо наиболее частые пожелания: “чтоб
держала их построже” и “чтоб ребенку было
комфортно”.
Поэтому от учителя, который будет разговаривать
с ребенком, зависит, с каким настроем тот придет в
школу в будущем сентябре. В то же время перед
учителем стоит задача определить “готовность
ребенка к школе”, заполнить множество бумажек.
Прокомментировать эту ситуацию и, может быть,
дать несколько рекомендаций для
учителей-новичков мы попросили Татьяну МАЛИНИНУ.
Татьяна Владимировна много лет занимается
проблемой “предшкольного” образования, даже
организовала почти десять лет назад школу
раннего развития детей в небольшом городке
Ермолино Калуж ской области.
– Весь мой опыт работы с ребятами
старшего дошкольного и младшего школьного
возраста говорит, что главное для ребенка,
поступающего в школу, – умение и желание
вступать в диалог со взрослым. А учитель,
проводящий запись, иногда торопится задать
вопросы, рекомендованные школьным психологом
или взятые из соответствующей методички. Ребенок
же, даже развитый и общительный, столкнувшись с
новой для себя ситуацией и видя волнение
родителей, почти всегда отвечает сначала
односложно. Поэтому очень важно расположить его
к себе, улыбнуться, найти тему для разговора. В
этом случае вы потратите чуть больше времени, но
сможете в процессе разговора и поиграть, и
порисовать, и узнать об увлечениях вашего
собеседника. А значит, без всяких тестов
определите уровень развития речи и мелкой
моторики; умение считать, читать;
коммуникативные навыки.
– Значит, тесты лучше отложить в сторону?
– Я не люблю тесты. Они создают для ребенка
дополнительный стресс и не дают объективной
информации. Ведь в живом разговоре всегда
возможен неожиданный поворот, и даже из ошибки
ребенка возникает образовательная ситуация.
Например, один мальчик при первом знакомстве
рассказывал мне, что его папа охотник и уезжает
далеко-далеко охотиться на волков. В нашей беседе
возникло слово “логово”, и я спросила, знает ли
он, что это такое. “Конечно, знаю, – ответил малыш
уверенно, – это налоговая инспекция”. Формально
это ошибка, но учитель, стремящийся распознать
способности ребенка, отметит, что его будущий
ученик одарен интуитивным, природным чутьем в
области морфемной структуры языка. Потом мы,
конечно, обсудили, что такое логово. А мама, придя
несколько дней спустя, говорила, что сын и дома
весь вечер рассказывал папе, что такое логово, а
папа ему – что такое налоговая инспекция.
– Многие родители рвутся научить детей
читать, писать, считать задолго до первого
класса. Советуете ли вы папам и мамам усиленно
заниматься с ребенком в оставшиеся несколько
месяцев?
– Заниматься – да, но не натаскивать. Не пытаться
научить его читать или считать против воли. Кроме
того, неспециалист просто может многое
испортить. Пусть уж лучше ребенок придет
нечитающим, чем будет читать “мэ-а, мэ-а” или
бессмысленно называть числа от одного до ста. В
этом случае многое придется исправлять. И об этом
обязательно нужно предупреждать родителей.
Пусть лучше разговаривают со своими детьми,
играют, гуляют, читают им и обсуждают
прочитанное.
– Тестирование и проверка знаний ребенка
часто становятся основой для отбора детей. Как вы
относитесь к тому, что школа детей отбирает?
– Ну как к этому можно относиться? Плохо
отношусь... Но ведь отбирают и будут отбирать.
– А если предположить обратную ситуацию,
она, конечно, совершенно фантастическая, – дети и
родители выбирают учителей?
– Почему фантастическая? Мы пробовали. Ничего
хорошего. В одном классе сорок два ученика, в
другом – шесть; учителя косятся друг на друга;
классы все равно приходится уравнивать по
количеству детей – тут уж родители устраивают
скандал. Одним словом, с организационной точки
зрения это невероятно сложно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|