Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
9 АПРЕЛЯ

День учителя физики

Большой зал был полон задолго до начала марафона. Никто не хотел пропустить круглый стол “Модернизация образования”. Доктор педагогических наук, заведующий лабораторией физики и астрономии ИСиМО РАО, координатор группы разработчиков образовательного стандарта и примерных программ по физике Владимир Орлов в своем докладе “Проблемы совершенствования образования” не преминул пожаловаться, что задача была неразрешимая – сохранить фундаментальность физического образования, усилить прикладную направленность курсов физики, помочь детям овладеть методами научного познания природы и… как-то ликвидировать перегрузку. Да не забыть, что часы, выделяемые на изучение физики в школе, резко уменьшаются.
Как ни странно, сохранить фундаментальность физического образования и одновременно разгрузить содержание предмета разработчикам стандартов удалось. По нормам нового стандарта учебный материал теперь разделен на две части: на обязательный, включенный в требования к уровню подготовки выпускников школы, и материал, хотя и подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный. Такой стандарт, словно щит, оберегает учеников, не желающих глубоко изучать физику, от чрезмерных требований. Учебный материал автоматически сократился. Но сам объем текстов образовательного стандарта увеличился из-за введения в стандарт конкретных рекомендаций педагогам для деятельностного подхода к процессу обучения физике.
В курс физики базового и профильного уровней введены к тому же и элементы астрономических знаний. Необходимость такого шага продиктована исчезновением из федерального компонента базисного учебного плана предмета “астрономия”. Новизна стандартов по физике еще и в том, что приоритет теперь отдан физическим методам изучения природы. Ведь физика – наука экспериментальная. И каждый ученик сам должен убедиться в верности законов, когда-то открытых учеными. Ставить опыты, проводить измерения, самостоятельно “открывать” для себя законы природы.
Ученики Галины Туркиной (центр образования № 1862) вот уже четвертый год только этим и занимаются. Физическая лаборатория для них – и учебная аудитория, и солнечная лужайка, и даже песочница. Чудеса можно творить с помощью науки где угодно и из чего попало. Вот как, например, изучается тема “Поверхностное натяжение”. Ученики Галины Туркиной наливают воду в стакан и накрывают его обычной сеткой от комаров. Стакан переворачивают на ладонь, затем убирают ее, но вода не выливается! А учеников Ольги Лущекиной из школы № 307 прямо-таки завораживает процесс пенообразования. Проект получился не только физический, но и химический, и экологический.
Как увидеть физику глазами биолога? Сгодится ли для этого обычная лягушка-квакушка? О проблемах интеграции естественно-научных дисциплин в старшей и основной школе говорила на семинаре “Интеграция” педагог 106-й московской школы Елена Ельцова.
Участники марафона познакомились с новыми учебно-методическими программами. Узнали о существовании комплекта видеокассет “Школьный физический эксперимент”. Чего в нем только нет! И “электрический тон в различных средах”, и “электромагнитная индукция”, и “электромагнитные колебания”…
Профессор Валерий Касьянов, доцент МЭИ, предложил свой способ проведения единого экзамена. По его мнению, ЕГЭ должен состоять из двух частей. Первая – выпускной школьный экзамен для всех учащихся. А вторая – вступительный экзамен только для тех, кому для поступления в вуз требуется ЕГЭ по физике. Общий выпускной экзамен включит в себя 40 вопросов категорий А и В и будет длиться 45 минут. Ответ на каждый вопрос займет примерно 0,9 минуты.
Все! Выпускной экзамен для школьников, не собирающихся поступать в вузы, где требуется ЕГЭ по физике, на этом заканчивается. Они покидают класс. Объявляется 30-минутный перерыв. Затем начинается вторая часть ЕГЭ. Вступительный экзамен по физике в вуз выстраивается гораздо сложнее. Надо решить три задачи за 90 минут.

Инга ЧИКОВАНИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера