Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
8 АПРЕЛЯ

День учителя химии

Когда Николай Кузьменко и Вадим Еремин представили марафонцам свои примерные школьные программы и учебники, разработанные на их основе, учителя забросали их провокационными вопросами: «Да такая программа потребует в два с половиной раза больше часов, а как же учебный план? И материал очень сложный. Дети его не усвоят. Вы когда-нибудь пробовали вести уроки в обычной школе?» Оказалось, пробовали. Но только… мысленно. В основном ездят по регионам, встречаются с учителями, обсуждают проблемы. А написав текст, опять же мысленно представляют каких-то виртуальных слабых учеников и ориентируются на них. Шутят? Оппонентов сей оптимизм не устроил, но в полемику они вступили активно, явно на что-то надеясь.

В начальной школе химику можно забыть о стандартах: просто работай, как тебе интересно. Дети только рады. Им интересно замешать вкусную шипучку, соорудить петарду, чтобы не взорвалась до срока, приготовить необычные украшения к празднику.
Совсем кратко, чтобы не повторять то, что было на предыдущем марафоне, рассказала о методах пропедевтики естественно-научного образования Галина Чернобельская. Ее аспиранты Денис Тонких, Роман Шиленков и Александр Звягин вынесли на суд строгих зрителей новую методику работы в школе полного дня. Действительно, раз дети целый день в школе пропадают, для них должны быть созданы специальные места, где время убивается интересно и с пользой. Молодые учителя разработали такую методику, что дети могут соприкоснуться с химией и создать свой образ этой науки в максимально свободном образовательном пространстве. Каждое занятие простроено целостно и позволяет ученикам приступить к работе в любой момент, не опасаясь услышать замечание: «Ты слишком много пропустил, теперь ничего не поймешь!»

Елена Савенкова познакомила собравшихся с учебниками для профильного образования. Свой рассказ Савенкова начала с курсов для гуманитариев. Учителя чуть-чуть поерничали: «Красивый учебник. Картинки цветные! Настоящая книга для гуманитариев!»
Но, похоже, такой химией занялись бы все. В учебниках Савенковой почти нет формул и уравнений (они вынесены в словарь для тех, кто захочет их вспомнить). А в творческих заданиях предлагается поиск происхождения слов, которыми называют различные химические вещества. Лавсана, например, или вискозы.
В программе рассматриваются вопросы и бытовой химии, и питания, и медицины, и экологии. Учебники уже утверждены, скоро поступят в продажу. Вдруг из зала: «По этим учебникам нельзя освоить материал, который в стандартах по химии!» Елена Владимировна не соглашается: «Основная работа по освоению стандарта проходит в общеобразовательной школе. А мы говорим о старшем звене». Учителя не сдаются: им-то придется работать с конкретными детьми. А что, если ребенок захочет сменить профиль? А если нагрянет комиссия, а стандарт, освоенный два года назад, благополучно забыт. Виноватым окажется учитель.
Что же получается? Предложены два курса химии. Для самых младших и самых старших. Оба курса похожи. Основаны на практической, бытовой химии, а не на формулах. Интересны каждому ученику. Тогда зачем общий курс для восьмого и девятого классов, который, ясное дело, у большинства ребят лишь отбивает желание изучать химию? Вполне достаточно освоить программу для гуманитарных профильных классов. Но что тогда делать со стандартом?
Без азартного, увлеченного учителя химия превращается в мертвую науку. Об этом говорили учителя после лекции Сергея Бердоносова: «Бердоносов способен увлечь каждого!», «Таких учителей отыскать посложнее, чем деньги на реактивы и приборы».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера