Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
5 АПРЕЛЯ

День школьного библиотекаря

Наконец! Толкаемый всем сообществом, казалось, увязший прочно и навеки, воз с нормативными документами для школьных библиотекарей сдвинулся наконец с места.
Необыкновенно приятно и хождение сотрудников родного министерства “в народ”. Споры с советником отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Ириной Тарадановой продолжались даже после того, как дискуссия “Нормативные документы: положение вещей” закончилась. Выяснилось: терзать Министерство образования насчет “Перечня профессий и должностей” бесполезно. Этим занимается Минтруда. Зато директор своей хозяйской рукой может ввести во вверенном ему учреждении хоть должность космонавта! Руководитель школы вправе решать и сколько педагогических часов может взять библиотекарь, и какой ему разряд оплаты труда получать.
И не одни мы такие разнесчастные! Вон в Нидерландах тоже отсутствуют общенациональные стандарты для школьных библиотекарей, не хватает квалифицированных кадров, нет единой программы статистических данных и научных исследований по теме, трудности с курсами повышения квалификации. Школьной библиотекой может быть просто шкаф с книгами, а может и компьютерный зал с ведущим педагогом. Как и в России, в Нидерландах пока не прижилось понятие “педагог-библиотекарь”. Но Ассоциация библиотекарей Голландии горой стоит за своих школьных представителей.
Зато в Великобритании у Ассоциации библиотекарей 17 отделений по всей стране. Постоянно дежурящие сотрудники готовы ответить по телефону или электронной почте на любой вопрос. Издательский дом ассоциации работает как пулемет: издаются материалы о политике школьных библиотек, об авторском праве, о том, как держать дисциплину на уроках… Есть издания и для бывалых библиотекарей, и для новичков без опыта и образования. Подробности по адресу: www.schoollibraruesadvocacy.org.uk или www.SLA.org.uk. Международная ассоциация школьных библиотек располагается на сайте www.iasl-slo.org.
Информативную увлекательную презентацию “Детская литература от апреля до апреля” библиотекари, к которым частенько прибегают ребятишки за советом: а хорошая ли это книжка, а стоит ли ее купить и легко ли она читается, – приняли на
ура.
Потом заспорили, как поступать с немыслимым количеством ужастиков и прочей посредственной продукцией. Решили: поверить психологам, которые подтверждают нужность плохих книжек в развитии ребенка. А то с чем сравнивать хорошие?
Сегодня в фонде школьной библиотеки не только книжки. О новых электронных изданиях рассказал представитель компании “Просвещение-МЕДИА”. Продемонстрировал программы по истории, физике. Показал раздел “Энциклопедии” – Итальянская живопись, XVI век. Любую информацию с монитора можно скопировать, распечатать.
Ведущая семинара “Программа привлечения к чтению: зарубежный опыт на русской почве” поведала об английской программе “Большое чтение”. Британцам было предложено назвать книгу, которая повлияла на жизнь, изменила взгляды. Из семи тысяч названий те выбрали 100 книг, из них 30 детских.
У сотрудников медиацентра “Школы самоопределения” спрашивали: “Как становятся администратором медиацентра, где на него учат?” Ответ расстроил марафонцев: “Нигде!”
В центре попеременно работают студент университета, два педагога и человек, далекий от системы образования. Должностные обязанности администратора вырабатываются совместно и по ходу дела. Медиацентр создается методом народной стройки: дети несут из дома диски, мамы поставляют бумагу, сотрудник медиатеки переписывает на электронные носители все что может.
На семинаре “Пресса для школы в условиях дефицита средств” активные библиотекари критиковали финансирование школ и работу местных почтовых отделений. Решали, как библиотеку из обслуживающего придатка превратить в центральный блок школы. Выясняли, насколько важна в газете вкладка для классных руководителей…
Последствия прошлогоднего марафона: школьный библиотекарь обретает правовой и законодательный статус, при слове “медиатека” уже не кричит в ужасе: с чего начинать? И вообще (видимо, начитавшись “Библиотеки в школе”) стал очень деятельным.

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера