Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N73 
 

Леонид АШКИНАЗИ

Про “же”, не равное десяти

С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика. 9 класс
С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика. 9 класс.
Учебник и CD-ROM.
М.: Просвещение, 2003
Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронина. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс.
Н.К.Мартынова, Н.Н.Иванова, Т.В.Воронина.
Рабочая тетрадь по физике. 9 класс.
М.: Просвещение, 2003

Учебник “Физика-9” С.В.Громова и Н.А.Родиной приятен тем, что авторы много раз пытаются что-то рассказать о механизме явлений. А не внушают, приравнивая g к 10, что множить на что-то, кроме 10, без калькулятора вообще кощунство. В учебнике можно найти несколько мелких огрехов, но их надо искать с лупой. При трении о металл электризуются не все жидкости, а только диэлектрические. При замыкании цепи электрическое поле источника распространяется не со скоростью 300000 км/с, и закон Ома формулируется на самом деле иначе. Некоторые вещи хочется добавить в книгу. Например, механизм электризации трением: о нем ни в одном учебнике не рассказано, и очень зря. Вольфрам используется в лампах не только потому, что он тугоплавок (по этому параметру прошли бы шесть металлов); здесь же следовало бы рассказать про йодные лампы. Объяснение шарообразности Луны криволинейностью тени стоило бы сопроводить рисунком. Зеркало способно отражать не до 90% световой энергии, а не-
много больше. Идея разделения инертной и тяжелой массы посредством введения понятия “гравитационный заряд” оригинальна, но что будет, если школьник употребит этот термин на экзамене?
Прилагаемый к учебнику CD содержит три урока и, что гораздо важнее, видеофрагменты – съемки экспериментов ко всему учебнику. Демо-версии уроков сделаны красиво, но претензий к ним можно предъявить много. Почему при демонстрации на подвижном чертеже угла падения и угла отражения диапазон углов ограничен? Почему не рассмотрено полное отражение? Почему традиционная картинка со “сломанной ложкой” не снята при изменяющемся угле входа ложки в воду? Почему фокусирующие линзы показаны с “движущимися” лучами света, а рассеивающие – с “неподвижными”? Фокус и фокальная плоскость – не одно и то же. Наконец, ответы к вопросам теста не всегда однозначны. Очень это красиво, но слишком “демо”.
С видеофрагментами ситуация совершенно иная. В схемах и чертежах особых ошибок не замечено, разве что за исключением слишком идеализированной картины движения электронов в проводниках и неудачного показа движения электронов в атомах. Некоторые схемы очень хороши: картинка с рукой, торчащей прямо из полюсного наконечника магнита, впечатляет. Человек проходит сквозь магнит. Почти как у Войскунского и Лукодьянова в «Экипаж “Меконга”».
Отдельные пожелания можно высказать по поводу демонстраций экспериментов. Некоторые из демонстраторов слишком “играют”. При показе приборов стоило бы давать зрителю возможность лице-
зреть не только шкалы и дисплеи, но и установки переключателей на приборах, чтобы было немного понятнее, что и чем измеряется. Схема на поле изображения тоже бы не помешала. Но результат достигнут – школьники смотрят “движущиеся картинки” с интересом.
Остаются, впрочем, два вопроса. Первый: во сколько раз комплект приборов дешевле компьютера? Второй: во сколько раз полезнее подержать в руках живые проводники и диэлектрики, чем увидеть симпатичные шарики, изображающие ионы и электроны, на экране?

Польза от рабочих тетрадей вообще неочевидна. Но для слабого ученика и перегруженного учителя такие тетради особенно полезны. Для сильного ученика и имеющего время для творческой деятельности учителя – не всегда. Но – о ужас! – что делать, если ученик сильный, а учитель того... загружен под завязку остальными? Придумайте ответ сами, а пока обратимся к собственно тетради.
Идея дать школьникам самостоятельно оценивать трудность заданий интересна, но она проскальзывает один раз, ни для чего не используется и повисает в воздухе. Кроме того, там, где она предложена, стоят и авторские оценки сложности. Сложная получается система.
Сильной стороной пособия является попытка обращения к рефлексии ученика, предложение проанализировать ход своего решения, понять, что было трудным.
Тетрадь содержит несколько небольших огрехов, которые необходимо иметь в виду. В одном месте она слегка противоречит учебнику: в учебнике жидкость электризуется при протекании по металлу, а в тетради – при разбрызгивании.
На одном из рисунков нарушен закон сохранения заряда. Некоторые задания не имеют одного ответа: например, электрометр – это технический объект или “макротело”? Если “макротело” – это все, что не частицы и поля (а судя по тексту, это так), то электрометр – вполне себе “макротело”. Как вы, как я...
Почему объяснение, какое физическое явление описывали Паустовский, Тютчев и Гумилев, названо интеллектуальной разминкой? Вообще тетрадь пропитана тестовым духом, духом угадайки, когда требуется не решить задачу, не ответить на вопрос, а угадать, что хотел увидеть учитель. Как трактовать вопрос: “Что измеряет амперметр (если измеряет вообще), если его подключить параллельно электрической лампе?” Или вот: “Укажите причины, ограничивающие срок работы резистора, реостата, электросчетчика, плавкого предохранителя, лампы накаливания (если они существуют)”. То есть что имелось в виду, угадать можно, но физика ли это?
“Энергия, расходуемая всеми молниями за год, по оценке, сделанной на основе закона Джоуля – Ленца, более чем втрое превышает мировую годовую выработку электроэнергии”. Мне любопытно, как делается оценка молний по Джоулю с Ленцем и что отвечать учителю, если не в меру бойкий ученик возьмет да спросит?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru