Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N73 
 

Сергей СОЛОВЬЕВ

Борис Кагарлицкий: “Самое опасное – это догматический характер современного образования”

Борис КагарлицкийТот, кто сделает попытку просмотреть множество существующих учебников по зарубежной истории XX века, столкнется со странными на первый взгляд явлениями. Во-первых, в принципе отсутствует сколь-либо пристальное рассмотрение последствий неолиберальных экономических реформ. Во-вторых, все учебники в той или иной степени “заражены” апологетикой ортодоксального варианта “теории модернизации” – вплоть до утверждений о том, что страны третьего мира догоняют страны развитые. И наконец, обходится стороной такое явление, как мировое антиглобалистское движение. С просьбой прокомментировать причины подобного положения вещей в школьных учебниках обратились к Борису Юльевичу Кагарлицкому – известному политологу и социологу, автору книг “Реставрация в России” (1999), “Глобализация и левые” (2001), “Восстание среднего класса” (2003), “Mirage of Modernization” (1995), “The Twilight of Globalization: Property, State and Capitalism” (2000) и многих других.

– Скажите, действительно ли современные учебники грешат некоторой, скажем так, однобокостью и возможно ли в нынешней российской ситуации появление других пособий, написанных с учетом перечисленных проблем?

– Говоря об учебнике, мы должны ставить вопрос о том, насколько теория подтверждена фактами. Факты просто вопиющим образом противоречат целому ряду господствующих теорий. Эти теории могут держаться только до тех пор, пока никаких других теорий в обиходе не существует. Это очень важный момент для поддержания общественного спокойствия, порядка, интеллектуального равновесия нашего общества и морально-интеллектуального комфорта нашего среднего класса, чтобы люди не думали о каких-либо теориях, затрагивающих устройство современного мира в несколько большей степени, чем предлагается официальными версиями.
Скажем, примерно с 1978–1979 гг. до начала 2000-х годов существовал пресловутый “Вашингтонский консенсус”: согласие всех лидирующих мировых правительств и господствующих экспертных групп относительного того, как решать мировые проблемы. Вашингтонский консенсус предполагал свободу торговли, снятие ограничений на движение капиталов, приватизацию, либерализацию цен, резкое снижение социальных расходов и отсутствие государственного регулирования. Все это должно было привести к резкому экономическому росту. Но к началу 2000-х годов этот прогноз не подтвердился. В целом период с 1980 по 2003 год оказался, по данным мирового экономического развития, гораздо менее результативным, чем, скажем, период после Второй мировой войны вплоть до конца 60-х, когда использовались методы государственного регулирования и смешанной экономики. Более того, обратите внимание: можно взять период с 70-х по 80-е, который считается периодом кризиса системы госрегулирования, но даже тогда среднегодовые мировые показатели были существенно лучше, чем в период с 1980-го по 2003-й. Единственный внятный результат этой политики состоял в том, что, с одной стороны, произошло существенное перераспределение ресурсов между западными странами, входящими в число наиболее развитых, и всем остальным миром, а с другой – в рамках развитого мира произошло радикальное перераспределение ресурсов от всех в пользу США.
Что мы можем сделать в учебниках? Мы можем просто описать некоторые конкретные результаты данного процесса, которые нельзя отрицать, потому что здесь я ссылаюсь на данные официальной статистики, а не на какие-то альтернативные исследования. После чего следует сказать, что эти противоречия, эти проблемы объясняются целым рядом теорий. И здесь можно сослаться на теорию зависимости, на теорию периферийного капитализма, не утверждая, конечно, что эти теории являются истиной в последней инстанции. Но они по крайней мере дают объяснение происходящему.
Учебник не должен пропагандировать, но он должен давать ученику полноту знаний о существующих теориях.

– В учебниках истории – что отечественной, что зарубежной – обязательно присутствует тезис: демократия и рыночная экономика – близнецы-братья, и когда нет демократии, то нет и рыночной экономики, а когда нет рынка, то нет и демократии. И это несмотря, например, на фашизм, поддерживавший собственников.

– Любопытная вещь. Когда нам говорят о свободе торговли и о свободе политической, обратите внимание, что там просто используется одно и то же слово – “свобода”. В русском языке можно найти много таких примеров слов-омонимов…

– Например, слово “лук”…

– Совершенно верно. Поскольку из лука можно стрелять, то, согласно такой логике, луковица тоже для этого пригодна. На самом деле попытки политическую свободу и свободу торговли поставить в один ряд относятся к той же категории, что и приравнять лук порей к луку со стрелами. Здесь просто правильным подбором слов (свобода – это же хорошо!) создается позитивное или негативное восприятие тех или иных теорий, политических методов независимо от содержания этих теорий и методов. Вот и получается, что рыночная свобода хороша только потому, что это – свобода, а то, к чему она приводит на практике, остается в тени. Но обратите внимание, в традиционном английском есть разделение понятий, которого нет в русском языке. Свобода политическая называется “liberty”, а вот понятие свободы торговли определяется как “freedom”. И был знаменитый случай в конце XVIII века, когда уже начиналась французская революция. Один английский купец построил корабль, который назывался “Liberty”, и его компаньоны отказались вложить деньги в этот корабль, пока он не переименует его во “Freedom”. Они сказали, что “liberty” – это отвратительная якобинская идея, которая будет отпугивать клиентов, а вот “freedom” как свобода торговли – это хорошо, это будет способствовать успеху на рынке. Это конкретный эпизод, который очень четко отражает, на мой взгляд, дихотомию политической общественной свободы и свободы для капитала.

– И как, по-вашему, можно добиться появления в учебниках менее идеологизированных и более соответствующих фактам подходов?

– Абсолютно идеологически нейтральные – это утопия, тем более когда речь идет об эпохе уже нам близкой. Тут есть два пути. Либо все-таки стремиться к некоторой сбалансированности, которая позволяет построить учебник по открытому принципу, то есть где приводятся более или менее сбалансированные аргументы в пользу разных точек зрения. Или второй вариант – когда есть плюрализм учебников.
В советских учебниках был целый ряд плюсов, которые позволяли человеку самостоятельно преодолевать ограниченность той догматики, которая лежала в их основе. Они давали инструментарий, который был пригоден для критического анализа. В итоге, естественно, предполагалось, что вся критика будет обращена на “проклятое прошлое” и “проклятый капитализм”. Но, с другой-то стороны, коль скоро у меня уже в руке оказался этот инструмент, никто не может запретить мне хотя бы частным порядком применить его к другому объекту. Что, собственно, и происходило.
И проблема именно в том, что современные учебники лишают ученика подобного рода инструментов для теоретического и критического анализа.
Советский догматизм был вынужден работать с некоторой системой теоретических идей, конструкций, методов, которые сами по себе не были догматическими. Тамаш Краус писал, что лицемерие советской системы связано с тем, что в качестве основы она взяла гуманистические и демократические принципы и потому была вынуждена постоянно изображать из себя то, чем она в принципе не являлась.
Но сейчас эта новая догматика, наряду с общей тенденцией к как можно большей специализации в образовании, ведет к самой настоящей интеллектуальной деградации. Население должно получить навыки вместо знаний – технические навыки, которые превратят людей в удобный и дешевый инструмент, максимально зависящий от работодателя. И с помощью этой догматической системы к минимуму сводится способность к критическому мышлению и – очень важное обстоятельство – сводится к минимуму способность людей к самоорганизации, то есть делается невозможным гражданское общество. Люди, которые не имеют системных знаний, а имеют только навыки, не являются дееспособными гражданами, но они являются зато очень дешевыми работниками. У них не будет широкого сознания, которое позволит им просто серьезно общаться друг с другом.

– Какой же выход?

– Хотя бы спасать то, что осталось от советской школы, это же достаточно понятно.

Интервьюер выражает благодарность Татьяне РУЖЕНЦЕВОЙ за оказанную помощь при подготовке текста к публикации


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru