Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила КОЖУРИНА

День учителя мировой художественной культуры, музыки и ИЗО

Педагог Московского кадетского корпуса Сергей Аршинов написал в анкете: “Какой день! Музыка, живопись, театр представлены на таком высоком профессиональном уровне, что мы ощутили их не как “предметы”, а как таинственные явления жизни. Этого ни в одном пособии не найдешь”.
А начался день с напутствия педагога-искусствоведа Бориса Неменского: “Рекомендации Министерства образования зачастую, мягко говоря, чудны и неграмотны. Мы вместе должны бороться за то, чтобы наши предметы стали важными в школе!”
По уже сложившейся традиции собравшиеся приветствовали лауреатов московского конкурса “Учитель года” эстетического цикла.
Педагоги-практики вели мастер-классы. Да так, будто в мире одни творцы и художники. Майя Карапетян, подсказала учителям мостики, которые ребенок настилает перед собой при переходе в неизвестную ему землю Культура: “Как приносили жертву богам? Они же невидимые? Наверное, надували воздушный шар”.
Светлана Полищук говорила под музыку, а на естественной раме в белом углублении стены зала двигался видеоряд. И реальность уплывала, открывался мир образов.
“Давно мечтала поучиться у Светланы Полищук, – призналась гостья из Тверской области. – Вот бы такие занятия в регионах проводить!” “Самое большое впечатление – от встречи с Александром Майкапаром. Эта фамилия запомнилась мне с детства по повести Симона Львовича Соловейчика «Ватага “Семь ветров”». Один из ее героев играл музыкальную пьесу “Бирюльки” С.М.Майкапара – дедушки артиста. “Блестящий пример живого разговора о неуловимых загадках мелодий”, “Я с наслаждением слушала живую музыку. Теперь знаю, как обновить свои уроки. Буду чаще сама играть”. Мы в плену штампов, о музыке говорить не умеем. А здесь я услышала абсолютно точный, ясный анализ музыки”, – наперебой хвалили выступавших участники марафона.
Художника Евгения Максимова почти допрашивали: “Какими должны быть отношения между мастером и учеником?”, “Как формируется художник?”. И напряженно вслушивались в ответы мастера. А он все приговаривал: “Может, это и не важно…”
Кукольный спектакль, который показали в рамках занятия “Театральные уроки литературы”, заставил зал плакать и смеяться, как в детстве. Марина Грибанова, художественный руководитель театра “Волшебная лампа”, совсем не удивилась такой реакции: “Когда в прошлом году к нам привезли чеченских детей, они, посмотрев наш спектакль, пошли закупать лоскутки, чтобы смастерить себе таких же кукол”.
Заслуженный деятель искусств Андрей Золотов говорил об искусстве столь пронзительно точно и художественно, что его выступление само стало произведением искусства.
И пусть порой доносились сердитые окрики: “На марафоне неуместна демоническая музыка, которую пропагандирует Роман Насонов! Она не входит в программу и не имеет отношения к педагогике!” Хотя доцент Московской консерватории ничего не пропагандировал, а всего-навсего анализировал сложнейшие тенденции музыки XX века. Пусть высказывания были самые парадоксальные: “Все говорят только о музыке, а где же МХК?” Пусть у кого-то возникла престранная идея: “Раз такое большое собрание, нужны решения-резолюции, как на конференции!” Большинство марафонцев программа дня порадовала: “Я увидел потрясающих людей!”, “А я почувствовала подлинную глубину культуры”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"