Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

День учителя литературы

В нашей традиционно литературоцентричной стране литература в школе всегда была особым учебным предметом. Таким, который сохраняет и пространство русской культуры, и преемственность поколений и душу ученика формирует.
Что происходит с литературой в школе сегодня? День учителя литературы четко показал: жизнь литературы в классе и жизнь литературы в пространстве образовательной политики расходятся все заметнее. В классе учителя, как и во все времена, приобщают своих воспитанников к сокровищам классики и творческим поискам современников. Ученики читают, обсуждают, спорят. А в образовательной политике…
Малый зал был целиком отдан поэзии. Премудростям разбора “трудных стихов” поэтов ХХ века – Пастернака и Мандельштама – в мастер-классе “Анализ поэтического текста на уроке” обучал марафонцев Константин Поливанов. На круглом столе “Анализ поэтического текста” (ведущий – Лев Соболев) учителя школ и преподаватели институтов повышения квалификации делились опытом, демонстрировали интересные находки в поэтическом анализе. Как читать с семиклассниками стихи Иосифа Бродского? Как не обмануться кажущейся простотой Пушкина?
Огромный интерес вызвали мастер-классы, посвященные интегративным курсам, – “Мифологические сюжеты в поэзии и живописи на уроках литературы” Евгении Абмелюк и “Древнерусская литература в контексте древнерусской культуры” Натальи Давыдовой. На занятиях Галины Нуждиной “Интеграция курсов литературы и истории” и Григория Беленького “Историческое прошлое России на уроках литературы” внимание участников было приковано к особенностям изучения художественных произведений на историко-литературной основе.
Встреча с поэтом и литературоведом Татьяной Бек “Современная литература и проблемы ее интерпретации в школе” показала, как важно педагогам разбираться в новейшей литературе. Татьяну Бек буквально засыпали записками и вопросами. Долго не отпускали.
Атмосфере творческой увлеченности, которая царила на этих занятиях, противостояла атмосфера тревоги на круглом столе “Выпускные экзамены–2004”.
Лев Айзерман с возмущением говорил о только что опубликованных темах выпускных сочинений: “Часть тем сформулирована некорректно, часть просто неверна. Самое постыдное, что темы, которые в прошлом году были признаны недопустимыми, в этом году вернулись обратно. Элементарным педагогическим требованиям не отвечают темы, представляющие собой некую цитату-утверждение, которую ученик должен доказать. А если он не согласится, усомнится, ему скажут, что он не раскрыл тему? А вы бы согласились с утверждениями, что “простота – непременное условие прекрасного” и “сила влияния нравственного – превыше всяких сил”! Если не лицемерить, придется признать, что далеко не всегда простота – непременное условие прекрасного, а сила нравственного влияния, увы, не сильнее оружия или денег. Что же должен писать выпускник? Ведь все уже решено, возражать поздно!”.
Ольгу Ермакову интересовало, почему стандарты по литературе опубликованы не для обсуждения, как принято в демократической стране, а для нерассуждающего исполнения: “Любое нововведение без фазы эксперимента опасно и губительно. Стандарты должна утверждать Дума, но министерство почему-то уже потребовало переделать учебники под стандарты. Сокращение часов на изучение литературы губительно не только для литературы. Разве не на этих уроках мы учим читать и понимать текст?”
“Что делать? – спросил Лев Тодоров. И сам же ответил: – Мы сейчас не знаем, что за люди писали стандарты по литературе и придумывали темы выпускных сочинений. А давайте-ка узнаем да спросим с этих сочинителей!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"