Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила РОСТОВА

День школьной администрации и здоровья детей

Почему III Московский педагогический марафон открылся Днем школьной администрации и здоровья детей? Простая случайность? “Нет, – убежденно заявила, открывая программу дня, руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина. – Именно от директора зависит лицо школы. Будь школа авторской, инновационной или школой здоровья – за всем этим все равно стоит директор. Недаром лучшие школы знают не по номерам, а по именам возглавляющих их директоров”.
На марафон приехали почти пятьсот представителей школьной администрации из самых разных регионов страны.
“Вы впервые на марафоне? “, – спросила я соседку по ряду. “В прежних марафонах участвовала как учитель-предметник, – ответила москвичка Светлана Бородачева, – на этот раз как заместитель директора. От сегодняшнего дня жду многого: и практических рекомендаций для работы, и что марафон привлечет к проблемам образования внимание, которое давно необходимо”.
Пристальный интерес участников вызвала лекция Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии, – “Здоровье в школе”. Четкие, конкретные предупреждения и рекомендации специалиста убеждают: в школе немало резервов для сбережения здоровья детей, но зачастую они не используются. “К сожалению, углубленное исследование здоровья детей не проводится. Мы анализировали школьные медицинские карты, беседовали с родителями. Так вот, в картах нет и трети того, о чем говорят родители, а ведь они знают далеко не все!”
Серией психологических экспериментов, вовлекших участников в активную работу, началась лекция Александра Асмолова “Управление как искусство толерантности”. Правильно ли мы понимаем, что такое толерантность? Почему управление и толерантность неразрывно связаны? “Понимание мыслей собеседника без понимания его мотивов – неполное понимание. Все реформы разбиваются, если не соответствуют разнообразным мотивам и ценностям людей. Толерантность – это нормы совместной жизни в разнообразии, правила нахождения общего языка, алгоритмы поиска взаимопонимания”.
Любовь Асмолова в лекции “Школа директора школы” сосредоточила свое внимание тоже на целях и мотивации. И в первую очередь на идеологии работы директора: “Без осознанной идеологии управления, без целостной системы ценностей и целей не будет и системы управления. Мы будем только разрывать ребенка на части, а не формировать гармоничную личность”.
“Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования” – такое таинственное название лекции придумал Евгений Ямбург. Правда, таинственность рассеялась сразу, а слушателям пришлось вдуматься в очень нелегкую проблему: три парадигмы, существующие в сегодняшнем образовании, обладают серьезными издержками, и время требует их устранения. Принцип “Знания прежде всего” разрушает здоровье ребенка. Принцип “Любовь к ребенку прежде всего” опасно влияет на уровень его знаний и готовность к нелегкой жизни, где его встретит отнюдь не всеобщая любовь. Принцип “Прагматическая компетентность прежде всего” идет в ущерб чистому мышлению, что в конце концов опасно для самой прагматической компетенции. Нужна четвертая парадигма – культурологическая. То есть воспитание духовного человека, передача смыслов и ценностей следующему поколению.
Лекции Марка Мусарского “Школьная экономика: управление в действии”, Ефима Рачевского “Система управления в условиях открытого образования”, семинар Сергея Асеева “Применение информационных технологий в оптимизации учебной и психологической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья детей” дали участникам неоценимый живой и новый опыт практических подходов к нелегким проблемам современной школы.
А какой страстной получилась дискуссия “Единый государственный экзамен”! Вел ее Артем Соловейчик. Ради углубления дискуссии он поначалу взял на себя роль защитника ЕГЭ, но в совместном диалоге участники выявили как позитивные моменты этого начинания, так и негативные. Негативных оказалось больше.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"