Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПОВЕСТКА ДНЯ 

Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ дошел до прокуратуры

Вопрос о его конституционности обсуждался в Московской городской думе, где недавно прошел круглый стол “Единый государственный экзамен: за и против”

Круглый стол «Единый государственный экзамен: за и против» собрал в Московской городской думе много разнообразной и колоритной публики: от депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича до президента Всероссийского фонда образования Сергея Камкова, от председателя общественного движения «Родительская забота» Клары Мансуровой до советника директора издательства «Просвещение» Александра Абрамова. Объединило этих людей одно желание: высказаться по поводу единого государственного экзамена. А заодно принять обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить, конституционен ли ЕГЭ.
«Считаем, что широкомасштабный эксперимент по введению ЕГЭ грубо нарушает законодательство России и права родителей, чьи дети насильственно подвергаются эксперименту, – говорилось в заранее розданном участникам «круглого стола» обращении. – В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто без добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным и иным опытам. Над учащимися России без их согласия и согласия их родителей проводится незаконный опыт. ЕГЭ официально признан (здесь и дальше цитируется по подлиннику. – С.К.) экспериментом, однако в ходе его проведения грубо нарушаются права и законные интересы учащихся и их родителей, являющихся участниками образовательного процесса. ЕГЭ направлен на изменение порядка подготовки и проведения аттестации, меняет методику преподавания и оценки знаний, может иметь негативные последствия на здоровье учащихся, содействует снижению качества образования, уровня подготовки абитуриентов в высшие учебные заведения, а в итоге – и снижению уровня знаний и компетенций учащихся и студентов. С введением ЕГЭ в корне меняется система учебного процесса. Все это происходит без достаточного законодательного обоснования и без учета мнений родителей.
Учитывая изложенное, просим провести прокурорскую проверку на предмет обоснованности действий Министерства образования РФ по широкомасштабному распространению эксперимента о введении единого государственного экзамена в учебных заведениях России с точки зрения нарушения законных прав и свобод граждан России, наличия законодательного и научно-методического обоснования ЕГЭ, соблюдения в ходе внедрения ЕГЭ законных прав учащихся и их родителей как участников образовательного процесса, а также принять меры прокурорского реагирования по изложенным фактам».
К сожалению, авторы письма далеки от проблем образования.
Печальный факт: в предпоследний год проведения федерального эксперимента уровень осведомленности о нем среди заинтересованного населения едва ли не ниже, чем при запуске ЕГЭ. Технология ЕГЭ и составление КИМов остаются для людей, даже причастных к образованию, тайной за семью печатями. Финансирование министерством новых изданий, целиком посвященных модернизации образования, не исправило положения.
ЕГЭ остается закрытым и потому пугающим и опасным экспериментом. «Надо совершить подвиг – сказать, что ЕГЭ уничтожит систему образования», – заявила в своем выступлении один из инициаторов обращения в Генпрокуратуру, Клара Мансурова.
Неудивительно, что родители становятся жертвой слухов, образовательные чиновники изощряются, скрывая свое невежество в деталях проведения ЕГЭ, учителя в растерянности. Директор Владимир Гармаш, чья школа должна была принять участие в обязательном столичном ЕГЭ, рассказал, что за несколько месяцев так и не смог выжать из московских чиновников простейшую информацию: как будет проводиться экзамен и как к нему готовиться. Не удивительно, что отказ Москвы от обязательного ЕГЭ заставил всех вздохнуть с облегчением.
Ворох самых фантастических представлений о ЕГЭ, бытующих среди общественности, не смогли разложить по полочкам даже те, кто по долгу службы хорошо осведомлен о ЕГЭ.
Не услышали собравшиеся депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича, отстаивавшего здравую позицию, что ЕГЭ, во всяком случае, будет не хуже традиционных государственных экзаменов. Еще труднее было говорить приглашенному для консультации директору Центра тестирования Министерства образования и науки Владимиру Хлебникову. Последнему пришлось выслушать немало нелестных слов, адресованных создателям ЕГЭ. Участники «круглого стола» не подозревали, что Центр тестирования лишь один из подрядчиков при проведении нового экзамена.
Итог «круглого стола»: накануне завершения эксперимента ЕГЭ остается предметом мифотворчества. Люди, обеспокоенные будущим своих детей, выступают не против ЕГЭ, а против собственных пред-
ставлений о нем. И это позволяет создателям ЕГЭ (так и не объяснившим россиянам, для чего им нужен новый экзамен и что он из себя представляет) не обращать внимания на открытые письма в Ген-
прокуратуру.
Всегда можно объяснить правительству, что общественность – дура: она ничего не поняла в ЕГЭ.
А общественности можно вообще ничего не объяснять.

Несколько вопросов к Министерству о едином государственном экзамене:

– Почему эксперимент по введению ЕГЭ проводится без наличия концепции, технического задания, рабочего проекта, научных гипотез и критериев для оценивания результатов?
– Почему министерство не открывает для общественности результаты ЕГЭ по различным регионам, предметам и годам? Нет общественного анализа результатов ЕГЭ и качества образования. Нет общественной дискуссии.
– Почему министерство не открывает для общественности размеры финансирования ЕГЭ, в том числе с разбивкой по регионам и на одного выпускника?
– Какие управленческие решения министерство приняло и планирует принять по результатам ЕГЭ, определенным за последние три года?
– Планирует ли министерство персональную ответственность руководителей органов управления образованием в регионах и по России в целом за качество образования, определенное по результатам ЕГЭ?
– Считает ли министерство результаты ЕГЭ достаточно достоверными для того, чтобы на их основе принимать управленческие решения?

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта EGE-prof.ru. Сайт EGE-prof.ru, созданный специально для старшеклассников и абитуриентов, содержит курсы подготовки к ЕГЭ и ГИА, от учебного центра "Новая школа", на которые Вы сможете записаться online. Высококлассные педагоги, обладающие большим опытом работы, подберут дисциплины, необходимые для поступления по требуемому направлению обучения, и обеспечат максимальную подготовку к сдаче экзаменов. А так же на сайте EGE-prof.ru представлены полезные статьи и публикации, которые помогут узнать о том, какие профессии будут актуальными через несколько лет, как добиться успехов в карьере, какой выбрать ВУЗ и о многом другом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru