Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД 

“Золотая маска” вышла на финишную прямую. В Международный день театра – 27 марта она торжественно и весело начала свои финальные показы, а уже 13 апреля объявит новых лауреатов.

Натилия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

Без шампанского в крови

оказалась попытка реставрации балета “Дон Кихот”

СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА “ДОН КИХОТ”

СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА “ДОН КИХОТ”

Вот уже в третий раз номинантом “Золотой маски” становится спектакль Сергея Вихарева. Выпускник Ленинградского хореографического училища, солист Кировского/Мариинского театра, он уже несколько лет возглавляет балетную труппу новосибирской оперы. Настоящую известность Вихареву принесли опыты по реконструкции утраченных шедевров Мариуса Петипа. Именно они – “Спящая красавица” в Мариинке и “Коппелия” в Новосибирске – были удостоены “Золотой маски” 1999 и 2002 годов.
На этот раз в борьбу с отнюдь не ветряными мельницами, а достойными противниками вступил новосибирский “Дон Кихот”. Роман Сервантеса издавна привлекал внимание мастеров танца. Кто только не обращался к нему. Самый первый балет на сюжет романа назывался “Дон Кихот у герцогини”, поставил его Жозеф Бодэн де Буамортье в 1743 году. Гильфердинг и Новерр, Милон и Дидло, Гюлень-Сор и Бурнонвиль, все трое представителей семьи Тальони (Филипп, Поль и Сальваторе). Гзовская, Лифарь, Баланчин, Нуреев, Барышников, Кулберг, Шперли, Ноймайер… Этот звездный список можно продолжить. Трудно сказать, кому повезло больше: роману, оттого что балетные гении так часто черпали в нем вдохновение, или балету, нашедшему в романе столь благодатный сюжет. Но кому повезло наверняка, так это зрителям и артистам, которым подарили вечный праздник.
Самые знаменитые московские версии “Дон Кихота” принадлежат Мариусу Петипа (1869) и Александру Горскому (1900).
В постановке Петипа преобладали зажигательные характерные танцы. Спектакль пользовался небывалым успехом. Критики писали о неге, кипучей жизни и страсти, бьющей через край. Танец рождали возбуждение уличной толпы, ее эмоции, бурный испанский темперамент. И все же это был спектакль, поставленный по строгим канонам своего времени.
Новатор Горский, находившийся под влиянием передовых идей Московского Художественного театра, отважился нарушить эти каноны. Стремясь к “жизненной правде” в хореографическом искусстве, он категорически отверг симметрию, добивался “постоянного движения масс”, индивидуализации каждого персонажа в пестрой толпе. Эксперимент вызвал нескончаемые споры. “За” были те, кто находил в новой постановке торжество красоты. “Против” – балетоманы, ревнители вековых традиций. Так или иначе, но в 1902 году Горский поставил свой вариант и в Петербурге.
В отличие, скажем, от “Спящей красавицы” доподлинно реконструировать “Дон Кихота” невозможно – записи не сохранились. Версии Петипа и Горского роднило искрометное веселье, солнечные краски, ощущение праздника. Но постановки все же были разные. Вихарев же заявил в программке обоих хореографов, подготовив себе тем самым ловушку. Спектакль получился каким-то усредненным. Знаменитая толпа на площади – какой-то урезанной: и не “классической”, и не “мхатовской”. Испанская характерность утрачена безвозвратно. Танец никак не окрашен. Образы главных героев размыты. Недаром самое большое оживление в зале вызвал и в самом деле прелестный живой кучерявый ослик, что вывез на сцену Санчо.
Номинированная на “Золотую маску” Анна Жарова (Китри) – прекрасная балерина, чьей культуре танца и технике позавидовали бы иные столичные знаменитости. Но для этого спектакля ей явно не хватает темперамента, того “шампанского” в крови, без которого невозможен, да и просто не нужен балетный “Дон Кихот”. Между тем пантомима, забытая нынче балетная пантомима, которой Вихареву всякий раз заново приходится обучать своих артистов, удается Жаровой как нельзя лучше. Фестивальный зритель так и не оценил бы эту танцовщицу, не включи новосибирцы в свою московскую программу подлинный шедевр Петипа – Вихарева – “Коппелию”. Стилистическая внятность, художественная целостность, ясность задачи и виртуозность ее выполнения, безупречная техника и полное соответствие амплуа балерины сценическому образу. “Коппелия” снова заслужила бы “Маску”, если бы такое было возможно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru