Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Елена ТЕРЕХИНА

Тысяча долларов в месяц – и никаких проблем!

И никакого образования

Многие родители уверены: раз есть элитные вина, элитный отдых, элитное жилье, то, по логике, должно быть и элитное образование, то бишь образование заведомо более дорогое и предположительно более качественное. То, которое можно купить за деньги. Беда только в том, что образование – это сфера ценностей. А ценности у всех людей разные. Для одного критерий хорошего образования – это когда ученик всегда и все знает и готов ответить на любой вопрос; для другого критерий образованности – в свободе мышления, в творческой открытости, в способности предлагать нестандартные решения; для третьего важнейший показатель образованности – способность строить собственную жизнь, для четвертого – сформированность нравственных качеств и т.д. К сожалению, выбирая для своего ребенка некое “лучшее образование” и возлагая на это образование какие-то надежды, мы зачастую просто не успеваем подумать: а чего мы от этого образования хотим? А еще должны понимать, что настоящее элитное образование – то, что строится в совместной деятельности учителей, детей и родителей. В противном случае мы оказываемся в капкане собственных ложных ожиданий и представлений.

На школе, где учится мой сын, вывеска: “Лучшее частное образовательное учреждение...”. Семь лет назад она меня и привлекла: лучшее образование, да еще рядом с домом! Но сегодня я не хочу называть номер этой школы, потому что хоть я и собираюсь давно уже забрать ребенка, все никак не решусь. За очень большую плату – почти тысячу долларов в месяц – здесь учатся дети. Но разве это учеба! Они приходят общаться, досыпать, играть. С них ничего не требуют, им ничего не задают. Инфантилизм и лень поощряются. На уроке можно увидеть ребенка, растекшегося по парте, как манная каша. Ему ничего нельзя сказать. Учитель пляшет под его дудку. А потом, когда приходит время подтверждения вывески, удивляется: не с кем давать открытый урок. Директор ловко уходит от опасных тем, и разговоры с ней ничем не кончаются. Для нее образование – это бизнес. И мы все знаем: чтобы подтянуть ребенка, за дополнительное занятие с учителем надо заплатить в бухгалтерию 15 долларов, из которых учителю выплачивается только пять.
Вообще-то учителя здесь неплохие. Работают преподаватели вузов, учителя с большим опытом, профессионалы. Но все исполняют главное правило школы: не завышать требования, опускать планку. Если в школе появляется активный педагог, который стремится научить, дать знания, у него начинаются неприятности, и он быстро уходит. Как сказала одна такая учительница, убегает “от профессиональной деградации”. Ученика в эту школу часто привозят в автомобиле – через три-то дома! После уроков за ним подъезжают. Родители не хотят отпускать его в реальный мир. Жизнь он видит за стеклом автомобиля или на экране. Всячески ограничивают общение с “чужими”, отлучают от привязанностей. Эти дети не дружат, не перезваниваются, не общаются. И как они будут адаптироваться в обществе, неизвестно. Наверное, родители готовят их к жизни вне общества или к жизни в другом обществе.
Почему я до сих пор не забрала ребенка из такой плохой школы? Уже больше половины родителей поняли, что деньги платят ни за что, и перевели своих детей в государственные школы. Но подумайте: ведь все окончившие школу в прошлом году поступили в престижные вузы! Не поступил только один мальчик. И только потому, что он, как говорит директор, “неправильно написал свою фамилию на тесте”...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru