Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Александр ЛОБОК

Прокрустово ложе учебной программы

Школы, работающие с одаренными детьми, как правило, ценятся совсем не потому, что помогают развивать таланты...

Может ли быть массовым по-настоящему качественное образование, особенно в условиях хронической нехватки финансовых ресурсов и высококлассных педагогических кадров? Ответ очевиден. И потому при нищих ресурсах на массовое качество рассчитывать не приходится. Отсюда понятен организационный ход про элитное образование. Чем беднее система образования в целом, тем более велико искушение создавать особые, “элитные” учебные заведения, куда можно было бы направлять усиленные потоки финансовых и кадровых ресурсов... И вот уже нескончаемые очереди желающих отдать своего ребенка непременно в этот лицей, непременно в эту гимназию... Родители с деньгами готовы стать спонсорами и попечителями – лишь бы ребенок учился в известной школе, а учителя и администрация изо всех сил пытаются собрать под свое крыло лучших учителей и наиболее успешных в учебе детей: предлагают различные отборочные процедуры и стараются вежливо выпроводить тех, кто оказывается не ко двору. В общем, хорошо известная и хорошо отработанная в современной России схема “элитного образования”, постоянно подкрепляемая пространными идеологическими рассуждениями про формирование и развитие интеллектуального потенциала нации.
Вот только один вопрос остается открытым: насколько действительно хорошо то “элитное” образование, в которое и государство, и родители готовы вкладывать дополнительные силы и средства? Насколько это образование способно по-настоящему раскрывать творческий и личностный потенциал вовлекаемых в него педагогов и учеников? Соответствуют ли вложения отдаче? Не являются ли разговоры про элитное образование очередной обманкой, рекламной оболочкой, под которой скрываются бесконечно устаревшие педагогические приемы и ценности? И какова та психологическая цена, которую платят педагоги и дети за свое пребывание в той или иной элитной оболочке?
К сожалению, нередко вместо того чтобы решать непростые задачи по созданию и апробации действительно нового учебного содержания, такие учреждения в еще большей степени, чем обыкновенные школы, оказываются подчинены жестким требованиям бюрократического контроля и отчетности.
Кстати, про учебное содержание. Зачастую разговоры про “фундаментальность образования”, про связь с наукой, про ориентацию на одаренных, талантливых детей вступают в противоречие с тем, что в общем и целом наше образование продолжает оставаться ориентированным на репродуктивный процесс освоения готового учебного знания. И оттого даже в учреждениях, называющих себя элитными, зачастую царит культ учебного знания, а вовсе не дух свободного исследования и творческого поиска. Но не потому, что самим школам это нравится, а потому, что спрашивают-то с них не за то, насколько они развивают в своих учениках способность мыслить и те многочисленные личностные качества, без которых невозможна реализация человека в науке и культуре, а совсем за другое: за развитие в учениках способности к усвоению учебной программы! Но ведь дети, по-настоящему одаренные, творческие, – это дети, для которых освоение репродуктивного стандарта является зачастую непосильной задачей. У них совершенно по-другому устроены мозги.
Вот и получается, что благие намерения, связанные с желанием “удовлетворить потребность общества в незаурядных личностях”, разбиваются об общее устройство нашей школы, по-прежнему ориентированной на знаниевый стандарт.
Тем радостнее, когда возникает школа по-настоящему элитная. Школа, создающая условия для эффективного развития и педагогов, и детей. Даже если на ней не написано слово “лицей” или “гимназия”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"