Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
ОСТОРОЖНО, ДЕТИ 

Школа в последние годы становится все более опасной для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Речь идет не только о психологическом, эмоциональном стрессе. Ученики и учителя сталкиваются с откровенным насилием, агрессией. Проблема эта сверхактуальна сегодня для американских и европейских школ. Впрочем, россий-ские учебные заведения тоже порой превращаются в арену борьбы за выживание. Никто в мире не знает простого ответа на вопрос о том, как остановить волну ненависти. Однако серьезные исследования, совместные поиски могут помочь нам найти эффективные способы обеспечения безопасности детей и взрослых хотя бы в школе. А также избежать ошибок, уже сделанных в других странах.
Эрик ДЕБАРБЬЕ

Факультатив по агрессии

Борьба с насилием во французской школе

Мы продолжаем следить за ходом национальных дебатов о будущем образования во Франции. Закончился этап массовых обсуждений – началась работа специалистов. Эксперты высказываются по поводу самых сложных и болезненных вопросов. И в первую очередь – о проблеме роста насилия в школе. Потому что никакая другая проблема не обсуждалась так заинтересованно и страстно. Свое мнение захотели высказать и родители, и старшеклассники. Выступление директора общеевропейской лаборатории по исследованию проблемы насилия в школе, г-на Эрика Дебарбье, дает возможность яснее понять ситуацию, а значит, увидеть пути выхода из кризиса. В России столь глубокие и масштабные работы пока не проводились, хотя без них нельзя выстроить реальную программу действий. Пусть хотя бы «чужая» статистика позволит нам проанализировать собственную ситуацию.

Магия цифр

Хорошо известно, что официальная статистика не дает полной картины. Особенно когда речь идет о случаях насилия в школе. Страх повредить репутации учебного заведения, привлечь к себе внимание всевозможных инспекторов и начальников нередко заставляет администраторов скрывать неприятные происшествия от посторонних глаз, тем более от полиции. К тому же жертвы агрессии предпочитают помалкивать.
Мы часто слышим упреки в том, что, проводя свои опросы, разговаривая с детьми, выступая в прессе, привлекаем излишнее внимание к теме насилия. Создаем проблему там, где ее нет. Однако какая-нибудь “кровавая история” гораздо больше возбуждает общественное мнение, заставляет прибегнуть к излишне жестким мерам безопасности, вплоть до постоянного присутствия полицейских в классе. Работа исследователей, напротив, помогает избежать трагической развязки.

Взгляд жертвы

Бытовая агрессия, повседневное насилие становятся настоящей проблемой для рядового школьника. И самое важное здесь – услышать тихие голоса незаметных жертв. Тех, кто никогда не попадет ни на страницы газет, ни в официальные отчеты. Только тщательные опросы, грамотное анкетирование помогают понять, что происходит, как помочь детям, ежедневно испытывающим страх и унижение. Именно внимание к жертве, а не к агрессору мы считаем основой нашего подхода. Исследование, опирающееся на опросы “агрессоров”, выявило около 3 тысяч жертв насилия. Наши данные – 30 тысяч!
Мы ведем свою работу уже 10 лет. И не только считаем жертвы. Мы изучаем атмосферу школьного коллектива, причины страхов, возможности взаимодействия педагогов, самих детей. Мы стремимся понять, по каким признакам можно узнать, что ситуация в школе становится критической. В наших опросах участвовали более 20 тысяч детей в возрасте от 10 до 17 лет из разных районов страны.
Прежде всего удалось конкретизировать абстрактное понятие “насилие”. Чаще всего речь идет о словесных оскорблениях – 71% опрошенных. Затем кражи (50%), избиения – 24%. Проявления расизма – 23%. Вымогательство – 8%. Для сравнения: по данным официальной статистики, от вымогательства в школе страдают всего 0,3% детей. В 25 раз меньше! Это тем более странно, что опросы педагогов показали: более половины из них (54%) знают о том, что их ученики вынуждены отдавать деньги своим же одноклассникам или старшим ребятам. Вымогательство часто сопровождается другими видами агрессии: оскорблениями, кражами, избиениями. К сожалению, вмешательство взрослых не всегда помогает.

Защиты нет

Атмосфера безопасности во многом зависит от социального состава учеников. Спокойнее всего себя чувствуют ученики школ из престижных районов (20% никогда не сталкивались с такой проблемой, только 2% считают себя жертвами) и из сельской местности, где меньше национальных проблем, где сильны патриархальные, религиозные ценности (12% не сталкивались с агрессией, 3% побывали в роли жертвы). Зато в неблагополучных городских кварталах спокойно учатся лишь 5% детей, более 20% часто страдали от агрессии со стороны сверстников и взрослых.
Чувство безопасности не всегда связано с отсутствием прямого насилия. Дети беспокоятся по поводу воровства в школе, хотя 76% случаев связано с кражей школьного имущества, порой совершенно незначительного, вроде мела и линеек. Тем не менее это подрывает доверие в коллективе, заставляет бояться за свои вещи, за себя самого. Мы не уверены, что кража школьной линейки – первый шаг на пути к вооруженному ограблению банка, но спокойствию в классе она угрожает.
Еще один существенный момент – множественная агрессия. По нашим данным, 3% учеников становились жертвами всех пяти выявленных нами видов насилия (оскорбления, кражи, избиения, проявления расизма, вымогательство). Вроде бы немного, но это дети, находящиеся в постоянном страхе, постоянной депрессии, доводящей до попыток самоубийства. Больше других страдают мальчики 5–7 классов. Им требуется особое внимание, поддержка, но нет ни одной программы, учитывающей их потребности.
Естественно, если атмосфера в школе тревожная, то неуверенность чувствуют даже самые благополучные. Только 11% детей, которые, по их собственным словам, никогда не подвергались насилию, считают свою школу безопасным местом. Что говорить про остальных?
Отсутствие чувства уверенности в собственной безопасности влияет и на восприятие всех прочих составляющих школьной жизни. Ученики, испытавшие на себе проявления агрессии, испытывают неудовлетворенность взаимоотношениями в классе, с учителями. Они перестают проявлять интерес к учебе.
Парадоксально, но чем меньше ученик доверяет себе и школе, тем больше он хочет довериться кому-нибудь еще. В конце анкетирования мы предлагали тем, кто хотел бы встретиться лично с кем-нибудь из сотрудников лаборатории, указать свои имя и фамилию. Из тех, кто никогда не был в роли жертвы, подписались 30% опрошенных. А среди самых запуганных и отчаявшихся оказалось 52% смельчаков, готовых поставить свою подпись и встретиться с совершенно незнакомым человеком, чтобы поговорить о проблемах, которые порой не хочется доверять ни учителю, ни маме.
Оборотная сторона страха – агрессия. Наши исследования показали, что жертвы в 4 раза чаще становятся агрессорами по сравнению с теми, кто никогда не подвергался насилию.

Антишкольные настроения

Наибольшую тревогу вызывает стремительный рост случаев насилия в школе за последние 5 лет. До этого ситуация была относительно стабильной. В 1995 году всего 24% учеников считали себя жертвами насилия в стенах школы. В 1998 году их было уже 49%. Среди педагогов пять лет назад 7% не чувствовали себя в безопасности в классе. Сегодня таких 37%. Причем учителя жалуются не только на вербальные оскорбления, угрозы, но и на физическое насилие.
По-видимому, это связано еще с одним фактом: класс перестал быть
безопасным местом. Раньше на вопрос, где страшнее всего находиться в школе, дети называли зоны, неподконтрольные взрослым: коридоры, дворы, туалеты – там подростки могли опробовать различные агрессивные социальные, сексуальные модели поведения. С этим, конечно, тоже нельзя мириться, но по крайней мере можно объяснить силой традиции, проблемами общества. Поскольку сегодня участились случаи проявления агрессии непосредственно в классе во время урока не только в присутствии учителя, но и непосредственно в его адрес, приходится признать, что эта агрессия направлена против самой школы, против существующей системы образования.
Наши результаты подтверждаются данными официальной статистики. В последние годы, по полицейским сводкам, на 40% выросло количество тяжелых физических повреждений, полученных детьми. 56% раненых пострадали от учеников своей школы. Случаев нанесения ущерба школьным зданиям стало на 17% больше. Особенно часто отмечают порчу мебели, расписывание стен, в том числе оскорбительными надписями.
Научные исследования помогают понять, что поверхностный подход не позволяет увидеть истинные причины происходящего. Легче и удобнее назвать несколько банальных причин, вроде увеличения количества неполных семей, пагубного влияния телевидения и компьютерных игр. Все объяснили, и ничего не поделаешь. Еще выгоднее считать виноватыми иммигрантов. Вспышки национализма в Германии, Англии и даже Швеции заставляют нас быть осторожнее.
Нет одной причины насилия в школе – оно вызвано целым рядом факторов: это и недостатки в социальной сфере, и деятельность средств массовой информации, и влияние педагогов, атмосфера в школе, а также чувство непричастности всего общества к проблемам образования и воспитания молодежи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru