Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС 
 

Несмотря на прогнозы пессимистов, семья есть и жива будет. Только какой она будет?

Елена ИВАНИЦКАЯ

Двойная занятость, две карьеры

Похоже, выжить смогут лишь эти модели построения семьи

Какой видится нам, российским гражданам XXI века, современная семья, распределение в ней прав и обязанностей, особенности супружеских и детско-родительских отношений? Что изменилось по сравнению с советским прошлым? Куда вообще движется семья, по мнению мужчин и женщин, молодых и пожилых, живущих в столице и в глубинке?
В рамках проекта “Базовые ценности современных россиян” социологом Ольгой Здравомысловой было проведено исследование “Человек в семье: анализ поведения и ценностных систем” на основании широкомасштабных опросов жителей Томской области.
Исследовательница напоминает, что в позднесоветское время в обществе декларировалось гендерное равноправие, но в то же время присутствовала скрытая дискриминация по признаку пола в публичной сфере и никак не решалась проблема “двойной занятости” женщин (перегрузки на производстве и в домашнем труде).
Положение женщины в подавляющем большинстве семей 50–80-х годов определялось ролью “работающей матери”. Эта ситуация принципиально отличалась и от ситуации семьи с женой – “домашней хозяйкой”, соответствующей традиционной, патриархатной организации семейной жизни, и от “равного статуса супругов”, соответствующего современной модернизированной семье.
В семье позднесоветского типа сохранялись отчетливые черты традиционности – неравное распределение бытовых обязанностей, господствующие представления о муже как главе семьи и “естественном” предназначении женщины, но реально модель семейной власти, предполагающая главенство мужчины-кормильца, была разрушена.
Результаты массового анкетирования свидетельствуют, что и сегодня для большинства нашего населения “нормальной” моделью семьи остается именно позднесоветская. Так, 64% отвечавших считают, что “карьера жены так же важна, как и карьера мужа”, но одновременно 56% убеждены, что “в семье женщина должна заниматься домом и детьми, а мужчина – зарабатывать деньги”. Мысль, что предназначение мужчин принципиально отличается от предназначения женщин, разделяют 57% опрошенных.
От четверти до трети респондентов придерживаются норм поведения, соответствующих семье патриархатного типа с главенством мужчины: мужчина контролирует семейные финансы – “мужчина зарабатывает, он же и распоряжается деньгами” – 37% ответов; жена должна “слушаться” мужа – 34%; “охотно и с удовольствием” брать на себя все обязанности по дому – 24,5%.
Заметно, что традиционные воззрения больше распространяются на супружеские, чем на родительско-детские отношения. Современный стиль воспитания достаточно либерален: 81% опрошенных согласны с тем, что “дети не должны бояться отца”, 73% считают, что “родители должны объяснять детям свои решения”, 71% полагают, что “ребенок должен развиваться свободно, а не так, как ему предписывают родители”. Одновременно отвечавшие утверждали, что “родители должны контролировать круг общения своего ребенка” – 64%, помогать своим взрослым детям – 68%, а дети, собираясь вступать в брак, “должны получить родительское благословение” – 62,5%.
По мнению Ольги Здравомысловой, результаты исследования подтверждают много раз описанный феномен: мужчины склонны поддерживать “традиционную” модель семейных отношений, а женщины тяготеют к модели, основанной на равенстве супругов.
“Это полностью согласуется, – утверждает социолог, – с представлением о доминировании мужчин, обусловленным господством патриархатной культуры и ролью в ней института семьи, которая закрепляла гендерную асимметрию в обществе с помощью асимметрии домашнего труда и семейных обязанностей”.
Рассматривая главные различия между позициями мужчин и женщин, проявившиеся в опросах, Здравомыслова выделяет несколько “линий размежевания и борьбы”.
Одна из них связана с экономической властью и распоряжением деньгами. 45% мужчин убеждены, что “жена должна отвечать за мелкие ежедневные покупки, а решения о крупных тратах принимает мужчина”. Но разделяют эту точку зрения только 29% женщин.
Целый ряд размежеваний и возможных конфликтов связан с воспитанием детей. Если мужчины настаивают на необходимости отцовского воспитания для мальчика (67% мужчин против 48% женщин), то почти половина опрошенных женщин уверены, что мать может воспитать сына и без отца (49% женщин против 30% мужчин). В то же время мужчины больше поддерживают идею самостоятельности детей, а женщины чаще готовы опекать и контролировать детей (“родители должны контролировать круг общения своего ребенка” – 70% женщин против 59% мужчин).
Среди мужчин старшего и среднего возраста больше тех, кто поддерживает норму “двойной занятости”, считая, что “замужняя женщина не может задерживаться на работе, поскольку у нее есть обязанности по дому” (43%). Еще в 1991 году в исследовании “Семья: Восток – Запад” было обнаружено, что российские мужчины в отличие от респондентов всех других стран соглашались с утверждением, что “женщина должна работать, но и должна обеспечивать уют и порядок в доме”.
Самые молодые мужчины оказались среди тех, кто поддерживает модель семьи с безусловным главенством мужчины-кормильца (57% молодых против 40% старших). Молодежь от 24 и до 34 лет в большинстве и среди тех, кто убежден, что “полноценного мужчину может вырастить только отец” (72% молодых против 56% самых старших). Дело, несомненно, в том, что старшие поколения просто по опыту послевоенного воспитания знают, что мать может справиться и в одиночку.
“Если принять во внимание гендерно-возрастные особенности всех ответов, – делает вывод Ольга Здравомыслова, – то не заметить движения от семьи советского типа с двойной занятостью работающей матери по направлению к модели семьи с мужем-кормильцем нельзя”.
Мужчины, прежде всего молодые, по всей видимости, мыслят себя не иначе как в роли главы семьи и хотели бы построить супружеские отношения по традиционному типу, а родительско-детские – по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Демократический стиль воспитания детей (и мальчиков, и девочек) поддерживается современными россиянами в большей степени, чем демократизм в супружеских отношениях. В связи с чем исследователи прогнозируют обострение конфликтов в молодых семьях, в так называемых семьях с “двумя карьерами” и в семьях, где экономический вклад женщины выше, чем вклад мужчины.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru