Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Людмила РЫБИНА

Зачем нужен график настроения?

Эмоциональный фон учебы не менее важен, чем ее результаты

Сотрудники института долго искали подход к разработке программы ранней профилактики наркотизма. Она рассчитана на детей 2–4 классов. Есть три рабочие тетради под общим названием «Все цвета кроме черного». Работа направлена не на запугивание. История про каплю никотина, которая убивает лошадь, вовсе не впечатляет детей, когда они видят, например, курящих родителей. Важно помочь в решении тех проблем, которые есть у ребят, составляющих группу риска. Это дети отверженные, не умеющие общаться, не понимающие, что с ними происходит, не умеющие отстоять свое мнение. Поэтому не случайно первая тетрадь называется «Учусь понимать себя», вторая – «Учусь понимать других», третья – «Учусь общаться». Уже по названиям тетрадей понятно направление работы: без этих трех составляющих ребенок никогда не будет уверенным в себе, не сможет отстоять свою позицию и свое право быть таким, каким он хотел бы быть.
Например, одно из заданий курса – научиться разбираться со своим настроением. Детям предлагается составлять график настроения. Потом можно проанализировать, почему настроение было плохим, а почему – хорошим. Одновременно график настроения составляет и учитель. Это косвенно может повлиять и на учителя: если окажется, что его настроение передается ученикам в классе, надо подумать об эмоциональном фоне учебы. Родителям тоже предлагают вести такой график, и у них тоже могут родиться сомнения: не заражают ли они ребенка дурным настроением, не с их ли отрицательными эмоциями, выплеснувшимися с самого утра, он идет в школу?
Еще одна интересная игра – «Похвали другого». Оказывается, это очень трудное задание: детей так мало хвалят, что и они не умеют этого делать. Когда ребенка на консультации спрашивают, за что его хвалят, он надолго задумывается, а потом беспомощно бормочет: «За пятерку. За то, что мусор вынес». – «А еще?» – И больше ничего не вспоминается.
В этом году программа получит продолжение. Выйдут тетради для 5 и 6 классов. В первых трех тетрадях действовали герои из известного детям сериала «Улица Сезам». Для подростков – новые герои, их сверстники со своими жизненными обстоятельствами. У мальчика, с которым дети вместе действуют, папа не курит, а у папы есть курящий друг. Герой, а за ним и ребята проделывают простейшую пробу: папе с другом предлагают выполнить приседания и меряют пульс. У кого выносливость выше, видно наглядно. Комплект для 7–11 классов уже готов, он называется «Не допустить беды». Там тоже специальные брошюры для учеников и методическое руководство для учителя и для родителей. Родители вполне могут самостоятельно включиться в эту работу.
По программе прошли тренинги уже в 15 регионах, и получены первые очень хорошие отзывы.
А вот еще одна непростая задача: можно ли изменить структуру питания в семье? Начиная программу «Разговор о правильном питании», сотрудники Института возрастной физиологии даже не думали, что это возможно. Сейчас, когда программа идет в 26 регионах России уже восьмой год, оказалось, что системная, целенаправленная работа, в которой участвуют учителя, дети и родители, действительно меняет многое. Идея воспитания здорового поколения находит понимание в обществе. Начиналась эта работа, когда во многих семьях не было не только правильного, но и просто достаточного питания. Действовали очень осторожно. Боялись научить ребенка заявлять дома: макароны – вредно. Что делать маме, если у нее на ужин ничего, кроме макарон. Старались быть очень тактичными. И действительно, простые продукты совсем не вредны для ребенка. Родители включились в эту работу, когда поняли, что каша на завтрак – и не накладно, и полезно. А варенье, изюм и орешки на розетках позволяют из одной геркулесовой каши создать много блюд, предложить ситуацию выбора, которая привлекает ребенка.
Сейчас вышла из печати еще одна рабочая тетрадь – «Разговор о правильном питании». Здесь нет привычного для взрослых, но совсем не интересного детям разговора о белках, жирах и углеводах. Зато речь идет о любимых блюдах разных уголков нашей страны. Важно, что в тетрадях не просто тексты, а разнообразные задания, игры, загадки, сказки. Рассчитана программа на учеников начальной школы, используют ее и в некоторых детских садах. Не нужен отдельный урок в расписании. Учитель сам решает, где и когда он использует предложенный модуль. Это может быть и классный час, и увлекательное занятие для группы продленного дня, и ряд уроков курса ОБЖ.
Главное, чтобы программы по формированию здорового образа жизни не превращались в уроки, на которых дают задание и ставят отметки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru