Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

"ОТКРЫТЫЙ УРОК" 
 

Людмила КОЖУРИНА

Честное слово – живое слово!

Третья Московская школьная конференция “Языкознание для всех” была посвящена самой неожиданной и для учителей, и для филологов теме: “Язык и политика”. А как отнеслись к этой теме дети?

Московская городская научно-практическая конференция “Языкознание для всех” прошла 27 февраля уже в третий раз. И снова – в гимназии № 1541, где работает ее главный организатор и вдохновитель Ольга Евгеньевна Дроздова. Но, похоже, стены гимназии уже становятся тесны для этого мероприятия. Вот что говорит сегодня Ольга Евгеньевна: “С каждым годом участников конференции становится все больше, и организаторы волнуются: чтобы поддерживать высокий уровень работ, структуру мероприятия придется совершенствовать. Семьдесят семь докладов на десяти секциях – это много. Предварительный отбор участников уже необходим”.
Чем же вызван интерес школьников к языковедческим исследованиям? Как объяснить этот лингвистический бум в среде подростков? За ответами мы пошли на конференцию: посмотрели, послушали, поговорили… И многое стало понятным.

Магистральное течение конференции “Язык и политика” было подробно расписано в программе, которую получили все пришедшие: работа по секциям, лингвистическая игра “Грамотей”, “круглые столы”, награждения и выступления ученых. Форма традиционная. А вот дух другой, свежий.
Юные докладчики не умничают – рассказывают о проведенных наблюдениях по темам, которые избрали. Например, “Язык политического слогана” (Ю.Шиллинг, № 1513), “Приметы языкового манипулирования в предвыборных материалах” (Д.Торгашов, № 1502), “Формирование имиджа политических партий средствами СМИ” (А.Чиж, № 1306)… Анализируют личные сайты политиков, сайты политических изданий, подшивки журналов, переписку исторических деятелей, рекламу, телепрограммы. Заметно: наблюдений больше, чем обобщений, сомнения формулируются чаще, чем решения, а если вопрос задали очень трудный, незнание никого не смущает: “Жаль, что я этого не знаю… Да, наверное, вы правы”.
Восьмиклассники Саша, Стас и Сергей сидят в холле. Они не участвуют в работе секций. “Почему?” – “Вообще-то участвовать предлагают всем. В этом году участвовать захотели те, кто интересуется языком и политикой. На будущий год будет другая тема – язык и история, тогда будут участвовать другие”. – “Что вы тут делаете?” – “Помогаем своим, поддерживаем. Ведь докладчики из нашего класса проводили исследования с нами, раздавали тесты, делали выводы. Интересно, что у них получится”.
В самом деле, что может получиться у школьников 6–11 классов, взявшихся анализировать язык политики? Вот и член жюри, кандидат филологических наук К.М.Герасимова говорит: “Я к этому скептически отношусь, это конкурс учителей и школ, а не детей. Был на нашей секции очень хороший доклад, но он совсем не детский”.

Значит, бал правят взрослые? С этим вопросом обращаюсь к разным людям. О.Е.Дроздова: “Учитель не может быть компетентен во всех темах – он ищет материал и его решение вместе с учеником, растет с ребенком. Многим родители помогают в подготовке. И что в этом плохого? Если шестиклассник с большой помощью мамы или учителя что-то подготовил, прочитал дополнительную литературу, освоил – это то, чего мы хотим: он в 9 классе сделает все сам!”
Не участвующая в конференции учительница из Новопеределкинской школы: “Я тут приобретаю опыт, слушаю доклады. Дети – молодцы, красиво говорят. Когда начинается обсуждение доклада, сразу видно, как человек владеет материалом. Ведь вопросы звучат и на иностранных языках, если доклад сделан на материале другого языка!”
Аня Александрова: «Моя тема – “Отражение политических реалий в американском английском”. И конференция – прекрасная возможность пообщаться на тему. Больше узнать. Расширить сознание. Я послушала доклад об австралийском английском, мне интересно, могут ли говорящие на этих языках понять друг друга. Главное, жюри очень заинтересованное: они тоже хотят все понять».
Человек по имени Толя: «Я специально пришел сюда задавать докладчикам вопросы, чтобы поставить их в неудобное положение. И никто не ответил так, как мне хотелось. И вот мой вопрос: “Как можно придать официальный статус русскому языку в других странах, какими средствами?” На будущий год я обязательно буду участвовать в конференции!»
Иван Филиппов: “Я в состоянии ожидания. Но как бы ни решилась участь моего доклада, мой интерес к языку вырос буквально в течение этого дня”.
Елена Яковлевна Шмелева, старший научный сотрудник Института русского языка, член жюри: “Доклады детей живее и интереснее, чем выступления взрослых. В них меньше штампов, избитых приемов. Говорят непосредственно, очень часто выносят неожиданные и здравые оценки. А есть просто очень серьезные исследования. Некоторые работы можно поставить в пример моим аспирантам!”
Да, оказывается, ученическая научная конференция в равной мере необходима и детям, и ученым. Доктора наук Ю.Е.Прохоров и А.Д.Дейкина, профессора Д.Б.Гудков и Л.В.Дудова, знаменитый методист Н.В.Ладыженская и не менее известные сотрудники РАО, НИИРО, АПКРО пришли сюда не в качестве “свадебных генералов”. Ими движет потребность пообщаться со школьниками, и уже одно их присутствие создает на конференции по-настоящему творческую атмосферу: “Один такой день стоит двадцати уроков. Ни в каком другом виде деятельности дети не получают такого энергетического заряда. Это тот уровень, на котором работаешь еще долго после конференции”, – говорит директор гимназии № 1541 Татьяна Ивановна Филолеева.
Но еще более удивительно то, что почти никто из участников не собирается связывать свою жизнь с лингвистикой или филологией. Вот характерный ответ: “Меня зовут Владимир Мизин, мне 12 лет. На конференции я первый раз и обязательно буду участвовать дальше. Я изучаю биологию. Но элементы языка напоминают мне живые существа, они тоже постоянно мутируют. В общем, живые системы, мне интересно”.

Фото автора


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"