Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Светлана АРТЕМОВА

Бутылконосый метод

Исцеление свистом, щелчками и кряканьем

Казачья бухта Черного моря – крайняя точка юго-западного Крыма. Здесь расположен Государственный океанариум Военно-морского флота Украины. К проходной спешат родители с ребятишками. Всех их объединяет одно: они приехали к дельфинам, на курс дельфинотерапии.

Дети разного возраста. Кто сам бежит рядом с родителями вприпрыжку, кого везут на инвалидной коляске. Иногда таких “тяжелых”, что поневоле отводишь глаза.
Стаж моей преданной и верной любви к дельфинам удивляет не только членов моей семьи, но и меня саму. Сначала я прочла всю популярную литературу об этих удивительных созданиях, потом взялась за научную. Очень заинтересовали меня результаты работы Дэвида Натансона, который первым начал использовать для лечения людей бутылконосых дельфинов (они же афалины) в океанариуме “Мир Океана” во Флориде в 1978 году.
Ученые Севастопольского океанариума тоже накопили немалый опыт лечения дельфинами.
На вольерах с дельфинами имена на табличках: Диана, Анита, Бьюти... Дельфины выныривают, шумно вздыхают и вновь погружаются в воду. Сеанс дельфинотерапии. В воде барахтаются ребятишки, одетые в яркие жилеты и нарукавники. Восхищенные вопли, плеск воды, голоса дельфинов – свист, потрескивание, щелчки и кряканье.
Знакомство детей с дельфинами начинается с мостка, с которого они кормят животных, играют с ними в мяч, поглаживают. Самый главный результат этого контакта – ребенок начинает верить в доброжелательное отношение дельфина к нему. После этого знакомство продолжается уже в воде. Дельфины по команде тренера подплывают к детям, касаются их и дружелюбно подставляют спинной плавник. Пациенты-новички пугливо замирают на месте, бывалые смеются от восторга, подзывают дельфинов к себе, стараются вновь и вновь коснуться их атласного бока.
В небольшом уютном помещении, оснащенном компьютерами, ведет прием Людмила Николаевна Лукина, кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательской лаборатории реабилитационной дельфинотерапии. Это к ней стекается поток больных ребятишек. Родители всеми правдами и неправдами достают координаты океанариума, звонят, пишут письма, ждут своей очереди. И наконец по вызову приезжают с детьми в Севастополь.
Неиссякаемая очередь терпеливо ждет своего часа. Я тоже пристроилась с хвоста, чтобы задать Людмиле Николаевне несколько вопросов:
– Когда вы начали заниматься лечением детей?
– Наш океанариум открыт с 1966 года, но дельфинотерапией мы начали заниматься только с начала 90-х. Теперь, спустя 30 лет, мы знаем о дельфинах, о том эффекте, который они оказывают на людей, очень много.
– И что же такое – дельфинотерапия?
– Комплексное воздействие на человека нескольких факторов: талассотерапия (лечение морем), специфический телесный контакт – человек – дельфин и лоцирование самого дельфина на биологически активные точки человека. Методика, конечно, специфическая.
– Значит, дельфинотерапия – это нетрадиционная медицина?
– Скорее альтернативная. Ее можно смело отнести к физиотерапевтическому направлению традиционной медицины.
– А в чем секрет популярности дельфинотерапии?
– К нам приходят люди, которые уже использовали все другие схемы лечения. Традиционные методы сужают коридор возможностей, в которые попадает загнанный болезнью человек. А дельфинотерапия позволяет задействовать собственные резервы человека, дает ему некий толчок. Уж не говоря об очевидной привлекательности самого объекта воздействия: дельфин – удивительное, улыбающееся, доброжелательное существо. Его доброжелательность бесспорна, не требует ничего взамен. Искренность таких отношений очень притягательна.
– С какими проблемами к вам обращаются отчаявшиеся родители?
– Различного рода страхи, задержки умственного или психического развития, нарушение речи, аутизм. У нас лечились 173 ребенка с таким диагнозом. У многих был нарушен даже зрительный контакт. Во время купания с дельфинами дети эмоционально раскрепощаются, пытаются произнести слова. Уменьшаются страхи, исчезает агрессия, проявляются творческие задатки. Дельфины помогают ребенку осмысленно взаимодействовать с окружающим миром, формируют новые навыки. После сеансов дельфинотерапии у детей повышается настроение, они становятся более контактными и общительными.
– Может, эффективность дельфинотерапии во многом зависит от ожидания человека, от его веры в чудодейственность такого контакта?
– Безусловно, дельфин окружен неким романтическим ореолом. От встречи с ним и взрослые-то заранее ожидают какого-то необычайного эффекта. А уж маленькие дети и подавно.
– Вы работаете только с малышами?
– Целая глава моей докторской диссертации посвящена людям с хронической усталостью. Под наблюдением находились 80 человек с триадой Холмса: быстрая утомляемость, длительное беспричинное повышение температуры, воспаление лимфатических узлов. Напряженность иммунной системы, связанная с физическими и эмоциональными перегрузками. После курса дельфинотерапии состояние больных существенно улучшается. Эффект от терапии закрепляется с помощью воспоминаний – просмотров видеокассет, на которых запечатлены модельные ситуации: плавание, игры с дельфином. Анализ результатов выявил положительную динамику у всех детей, которые прошли курс лечения.

...Напоследок я заглянула в книгу отзывов. “У нас диагноз необычный – снохождение. Мы очень довольны, что приехали сюда, потому что уже после третьего сеанса сын перестал бродить по ночам, стал спокойно спать”, – пишет мама из Днепропетровска. “Я не верю в дельфинотерапию, ерунда это все. У моего сына – задержка в развитии, и большого эффекта после лечения я не заметил. Но привез его сюда второй раз, и мой мальчик весь прошлый год рассматривал фотографии дельфинов и водил по ним пальчиком...” – такое признание оставил папа из Москвы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru