Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПОВЕСТКА ДНЯ 

Василий КРАЮХИН

Министерства образования больше нет

Есть Министерство образования и науки

С министерствами и вправду обошлись как с органами – хирургически. Президент издал указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». От Министерства труда и социального развития отрезали социальное развитие и пришили его Минздраву. Министерство транспорта срастили с Министерством связи. А некоторые просто поименовали иначе – так, например, из Министерства культуры получилось Федеральное агентство культуры.
Министерство образования под ампутацию не попало, наоборот, к нему прикрепили науку, оставшуюся от «разукрупненного» Министерства промышленности и науки. Итак, теперь ведомство, по которому мы все проходим, называется «Министерство образования и науки». Возглавил его Андрей Фурсенко – бывший и.о. министра промышленности и науки, ученый и экономист.
Многие сразу задались вопросом: какие перемены ждут образование? Сможет ли новый министр детально вникнуть в нужды столь далекой для него сферы – сферы школьного образования?
Неожиданный ответ на этот вопрос дал премьер-министр Михаил Фрадков. «Мы стараемся не терять опытные кадры», – сообщил он журналистам и объявил, что большинство экс-министров останутся работать в своих ведомствах – в качестве первых замов, курирующих вопросы, которыми они занимались ранее.
Теперь нам придется привыкать ставить приставку «зам» к должности Владимира Филиппова – первый заместитель министра образования и науки, если быть точным.
Это значит, что в школьных делах вряд ли стоит ожидать каких-то изменений.
Единственное, что может косвенно, но серьезно повлиять на общеобразовательную школу, – общее усиление позиций в рядах министерства школы высшей. Фурсенко – человек научный, а значит, вузовский. И вполне вероятно, что он будет смотреть на школу, считая по ступеням образования, сверху вниз.
Впрочем, Андрей Фурсенко известен еще и как экономист, специалист по инновациям. И если он захочет применить этот свой опыт на посту министра образования и науки, система образования, вполне возможно, выиграет. Посмотрим.

ФУРСЕНКО Андрей Александрович ФУРСЕНКО Андрей Александрович
Родился 17 июля 1949 г. в Ленинграде.
Женат, имеет сына.
Образование:
1966–1971 – Ленинградский государственный университет, математико-механический факультет, защитил диплом по механике.
1978 – Ленинградский политехнический институт, аспирантура, степень кандидата физико-математических наук.
1990 – Ленинградский государственный технический университет, степень: доктор физико-математических наук.
Работа:
1970–1991 – Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе Академии наук СССР, научный сотрудник – заведующий лабораторией, заместитель директора по науке.
1991–1992 – Центр перспективных технологий и разработок, вице-президент.
1992 – ноябрь 2001 – Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР), генеральный директор.
С 2001-го – председатель научного (экспертного) совета Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», руководитель проекта “Институты развития инновационной экономики”.
29 ноября 2001 года назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ.
С июня 2002 года – первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
С октября 2003 года – исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий РФ.
Основная деятельность и достижения:
Имеет более 100 научных работ в российских и зарубежных научных журналах.
Участвовал в создании первой в России некоммерческой неправительственной организации поддержки научно-технической сферы – РФНТР.
В 1995 г. на базе РФНТР был создан первый в России Инновационный технологический центр (ИТЦ), в котором было размещено 25 производственных фирм. Объем инвестиций в инфраструктуру составил около 2 млн долларов США.
В 2000 году при участии А.Фурсенко был создан Венчурный инновационный фонд (ВИФ) – первый в России фонд фондов.

ТЕСТ ДЛЯ МИНИСТРА 

Многих интересует, что думает новый министр о самых насущных проблемах образования. Сам Фурсенко говорит пока, что в деле образования разбирается слабо. Но по некоторым темам он готов обозначить свою позицию уже сейчас:

Статус учителя
“Люди, которые создают знания и используют их для подъема экономики, должны жить достойно. Наша задача – создать условия”.

Единый экзамен
“Эксперимент, который идет по стране, показал плюсы единого экзамена. Но я большой противник жестких рамок. Одним гаечным ключом все гайки не открутишь”.

Реформа образования
“Интеллектуальная экономика – это в первую очередь вызов системе образования, довольно инерционной системе. И подготовка большого числа необходимых специалистов, что связано с радикальной реформой образования, – первый по важности глобальный вызов”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru