ЗАПИСКИ НА ЛЕПЕСТКАХ
Фиалки для Жозефины
…Говорят, что фиалки любил несчастный
французский король Людовик XVI, прекрасная душа
которого имела много сходства с этим скромным
цветком; а от него эта любовь перешла и к его
наследнику (дофину), который был всегда
чрезвычайно доволен, когда мог поднести отцу
букет фиалок, выращенных собственноручно.
Но особенно выдающуюся, крайне странную роль
сыграл этот цветок в жизни императрицы Жозефины,
а также императора Наполеона I, о чем мы позволим
себе рассказать несколько подробнее.
Начало этой истории имеет некоторую связь с
вышеупомянутой любовью к фиалке дофина.
9 марта 1795 года поздно вечером, так рассказывают в
записках некоторые современники, у ворот тюрьмы
Тампль, в которой томился заключенный маленький
дофин, появилась молодая красивая дама с горшком
роскошно расцветших фиалок и просила
привратника передать их бедному маленькому
царственному страдальцу. Она знала страсть его к
этим цветам и хотела обрадовать его, послав ему
их как привет весны в стены темницы.
Дама эта была не кто иная, как Жозефина Богарне –
будущая императрица французская.
Больной ребенок недолго пережил эту радость и
месяц спустя скончался в стенах темницы. Его
похоронили ночью, тайком, в одном укромном уголке
кладбища св. Маргариты, причем в память того, что
ребенок так любил фиалки, какая-то добрая душа
посадила эти цветы ему на могилку. Разрастаясь
все более и более, они покрывали ее каждую весну
сплошным лиловым ковром.
Между тем, встретившись на одном из блестящих
балов с восходившим в то время светилом –
молодым генералом Бонапартом, Жозефина пленила
его своей красотой и своим скромным нарядом.
Вместо драгоценных камней, вместо ярких,
бросающихся в глаза цветов все убранство ее
заключалось лишь в надетой на голову гирлянде из
фиалок, да нескольких букетиков этих же цветов,
приколотых к груди.
Цветы эти были особенно ценны ей как
воспоминание о возвращении ей свободы.
Заключенная, как рассказывают, в начале
революции вместе со многими другими невинными
жертвами в знаменитую Консьержери, Жозефина
ждала казни на гильотине, как вдруг однажды
вечером пришла в место ее заключения дочь
тюремщика и подала ей букет фиалок.
Неожиданный этот подарок внушил ей надежду, что
хлопоты одной высокопоставленной подруги об
освобождении ее из заключения, быть может,
увенчаются успехом, и она увидела в цветах
предвозвестников скорого своего освобождения.
И действительно, предчувствие ее не обмануло. На
другой же день она была освобождена.
С тех пор фиалка сделалась для Жозефины символом
жизни и счастья.
Страсть ее к этим цветам доходила до крайности.
Все платья ее были затканы фиалками, лиловый цвет
был ее любимым цветом, живые фиалки служили
единственным ее украшением…
9 марта 1796 года, ровно через год после того дня,
когда Жозефина принесла бедному дофину фиалки, в
здании городской ратуши Парижа происходило
торжественное венчание ее с Наполеоном. Опять
Жозефина была одета в затканное фиалками платье,
опять в руках ее и на груди были букеты из фиалок.
Выходя из ратуши, взволнованная, радостная, она,
обратясь к Наполеону, сказала:
– Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти
цветы в этот чудный день моей жизни. Пусть они
будут каждую весну обновлением нашей любви,
нашего счастья.
И Наполеон никогда не забывал этой просьбы. Где
бы ни был, Жозефина находила всегда в день своей
свадьбы свежий букет фиалок на ночном столике
своей опочивальни.
Между тем слава и могущество Наполеона все более
и более возрастали, и счастливая звезда Жозефины
начала меркнуть. Дорогая для нее рука готовилась
нанести ей смертельный удар.
Наступило 9 марта 1808 года. Как нарочно, накануне
этого дня умер занимавшийся разведением фиалок
дворцовый садовник, а Наполеон ни за что не хотел
подарить ей цветы из сада, где был покойник. Но
где же было взять других фиалок в это время?
Всюду по Парижу были разосланы им гонцы с
приказанием найти во что бы то ни стало фиалки. Но
труд напрасный: нигде и ни у кого их не оказалось.
Между тем час, когда цветы должны были быть
поднесены Жозефине, приближался.
Взволнованный, встревоженный тем, что Жозефина
может принять это за предзнаменование
угрожающего ей какого-нибудь несчастья, Наполеон
покидает дворец и пускается сам на поиски цветов.
Он обходит все улицы, все площади, где продают
цветы, но не находит ничего и обдумывает уже, как
бы успокоить Жозефину, как, подходя к Лувру, видит
у ворот маленькую, совершенно сгорбленную
старушку с корзиной, полной прелестных букетиков
фиалок. Вне себя от радости он выхватывает у нее
лучший букетик, бросает ей горсть золотых и,
прежде чем старуха приходит в себя, исчезает.
Торжествующий, он входит к Жозефине и подносит ей
букет.
Вспыхнув от радости, Жозефина обнимает
Наполеона, благодарит его за труды и целует
букет. Но вдруг бледнеет, чувствует себя дурно и,
выронив букет из рук, с ужасом восклицает:
“Прочь, прочь! Это цветы смерти... Они расцвели на
могиле!”
Чтобы успокоить Жозефину, Наполеон посылает за
старухой, продававшей цветы. Но все поиски
оказываются тщетными: никто ее не знает, никто ее
не видал.
Предчувствие, однако, не обмануло Жозефину. Два
дня спустя находят старуху, и она сознается, что
нарвала эти цветы на чьей-то могиле на кладбище
св. Маргариты. Это были как раз цветы Жозефины,
подаренные ею дофину.
С этой минуты Жозефина не знает более покоя.
Смутное предчувствие чего-то страшного,
какого-то неожиданного несчастья всюду
преследует ее. И вскоре она узнает о решении
Наполеона разойтись с ней и вступить в брак с
дочерью австрийского императора Марией-Луизой.
Принужденная расстаться с тем, кого она ценила
выше всего на свете, кого чуть ли не боготворила,
Жозефина удаляется в свой любимый замок
Мальмезон, где живет в уединении, вся предавшись
уходу за цветами. В них она видит лучших своих
друзей, им одним поверяет свое горе.
Тысячами свозят сюда цветы со всех концов света:
детей юга и крайнего севера, уроженцев долин и
гор и одного только нельзя найти – фиалки. Этих
своих любимых цветов Жозефина не только уже не
носит, не только не хочет более их видеть, но и не
велит даже произносить их название...
В оформлении использованы работы
художников-прерафаэлитов Эвелин де Морган, Джона
Страдвика, Бёрн-Джонса, Уильяма Морриса, Артура
Хьюза
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|