Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2004

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС 

Жизнь наша изменилась, и сильно. А извечный конфликт отцов и детей актуален по-прежнему.
Сегодня подросткам кажется, что наступили новые времена, в которых родители не разбираются. Но дети склонны преувеличивать новации, взрослые же, наоборот, их недостаточно учитывают.  

Сергей КАМЕНСКИЙ

Рейтинг всеобщих надежд

Оказывается, одни и те же негативные явления коробят и старых, и малых

Вышла в свет книга, в которую можно посмотреться, как в зеркало, – “Базовые ценности России: социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы”. Группой сибирских и московских ученых – социологов, психологов, экономистов, историков, политологов – проводилось масштабное комплексное исследование тех ценностей, на которые духовно опираются российские граждане, то есть мы с вами. В течение двух лет в Томске, выбранном в качестве “зеркала” сегодняшней России, опрашивали людей всех возрастов и профессий, с различным семейным положением, этническим происхождением, уровнем доходов, противоречивыми политическими установками. Какими же предстают в этом “зеркале” ценности разных поколений?
Исследование свидетельствует: различия в ценностных предпочтениях есть, но конфликт в этом различии вряд ли можно найти.
Опрашиваемым предлагался набор понятий, положительно и отрицательно окрашенных (безопасность, вера, долг, достаток... с одной стороны, агрессия, бездуховность, глупость, зависть... с другой). Респонденты указывали, насколько важно, дорого, необходимо или, наоборот, неприятно, отвратительно для них то явление, которое обозначается данным словом.
Как и следовало ожидать, такие ценности, как безопасность, мир, достаток, здоровье, оказались равно важны для всех. Одинаково неприемлемыми для всех являются агрессия, бедность, обман, разобщенность. Самые молодые выбирали такие ценности, как дружба, любовь, независимость, образование, профессионализм, развитие, свобода, смысл жизни, удовольствие и успех.
Исследователи признаются, что были удивлены результатом: такую ценность, как уважение к родителям, указывали вопреки ожиданиям преимущественно молодые люди, а вовсе не пожилые, которые, как предполагалось, должны бы называть ее особенно часто, потому что испытывают недостаток такого уважения.
Еще молодые сильнее других возрастных групп тяготеют к ценностям, связанным с активностью личности и развитием межличностных отношений. Люди среднего возраста стремятся к стабильности (законность, порядочность, труд), а самые старшие – к защите (милосердие, покой, справедливость).
Что касается “антиценностей”, то в самой молодой возрастной группе всплеском, означающим более высокую степень отторжения, были отмечены такие понятия, как глупость, зависть, неудача и слабость. Люди среднего возраста наиболее сильно не приемлют подлость и бездуховность, а самые старшие – бедность, безработицу и одиночество. Поколение внуков и поколение дедов оказались едиными в нескольких категорических отрицаниях: самых молодых и самых старших коробят такие негативные явления, как загрязнение окружающей среды, корысть, месть и безответственность.
Довольно глубока разница между женскими и мужскими ценностями. Мужчины, и самые молодые, и зрелые, и самые старшие, заметно чаще отмечали такие ценности, как власть, долг, законность, могущество, независимость, профессионализм, равенство, родина, смысл жизни, творчество, труд, убеждения и удовольствия. Для женщин разных возрастов особенно дороги оказались такие ценности, как вера, внимание к людям, здоровье, любовь, милосердие, мир, надежда, образование, покой, порядочность, развитие, семья. Несомненно, делают вывод исследователи, что женские ценности более гуманны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru