Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 72 
 

Леонид АШКИНАЗИ

В зеркале общественного мнения

Вестник общественного мнения.

Вестник общественного мнения.
№1, 2004

Общественное мнение. Ежегодник.

Общественное мнение. Ежегодник.
2003 год

Человек, как все крупные приматы, любит смотреться в зеркало, сказала однажды моя знакомая Наташа К., биолог. И действительно, стоит начать рассказывать школьникам о них самих, как глазки раскрываются и ушки, как аэродромные локаторы, поворачиваются к нам. Разумеется, не надо рассказывать о персоналиях, о том, что Вовочка не выучил стишок, а Машенька забыла тетрадку. Надо рассказывать о школьниках как о социальной группе и об отношении людей, всех людей, к школе и к школьникам.

За примером информации и подхода далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последние издания “Аналитической службы ВЦИОМ” – “Вестник общественного мнения” № 1 за текущий год и ежегодник “Общественное мнение” за 2003 год. Как относится общество к отмене вступительных экзаменов в вузы и введению ЕГЭ? Половина – “положительно” и “скорее положительно”, треть – “скорее отрицательно” и “резко отрицательно”, остальные затруднились с ответом. Причем эти данные не изменились с 2001-го по 2003 год. Но почему общество относится именно так, а не иначе? – спросите вы. А социология тут как тут с попыткой ответа. Наверное, люди полагают, что письменный тест точнее определяет уровень знаний, чем устный экзамен? Нет, половина общества считает, что устный экзамен точнее, а 40% считают, что точнее письменный тест. Тогда, наверное, люди полагают, что на письменном тесте меньше возможностей для злоупотреблений? Нет, мы опять промахнулись: голоса разделились точно поровну, и эти данные с годами не меняются. Так в чем же дело? – вправе спросить мы себя и наших учеников. То ли люди просто любят единообразие, то ли еще проще – любят то, что им навязывает начальство? Прекрасная тема для обсуждения, с выходами в историю, биологию, психологию, обществознание, а уж в литературу-то!

А вот другой немаловажный вопрос: дети должны жить с родителями или отдельно? Для большинства наших учеников это вопрос не сегодняшнего, а завтрашнего или послезавтрашнего дня. Ведь даже в группе 18–24 года количество тех, кто живет с родителями, в пять раз больше количества тех, кто живет отдельно. На фоне Европы Россия выглядит добропорядочно и консервативно: средний возраст отделения детей от родителей составляет от 22–23 лет (Англия, Франция, Германия) до 27–28 (Испания, Италия).
Такова реальность. А каковы на этот счет мнения в обществе? Мнения с реальностью, как всегда, не совпадают. 40 % считают, что дети в возрасте 18–25 лет должны жить “определенно вместе” и “скорее вместе” с родителями, а “скорее отдельно” и “определенно отдельно” – 50% опрошенных.
Теперь посмотрим на мотивы. Почему дети должны жить отдельно от родителей? Главный довод: “дети становятся самостоятельными, приучаются отвечать за свои поступки” – приводят две трети респондентов, “дети становятся независимыми, включаясь в трудовую жизнь” – так считают 40% опрошенных, “дети освобождаются от контроля, что уменьшает число конфликтов” – ответили 20%. Итак, общество взрослых хочет, чтобы дети взрослели побыстрее. А какие аргументы звучат с другой стороны баррикад? Дети “не готовы к самостоятельной жизни” – уверены половина, “дети могут пойти по неправильному пути” – боятся немного меньше половины, “это приводит к отчуждению” – констатируют пятая часть. Итак, за отделение – социальные и экономические аргументы, за житье-бытье вместе – социальные и психологические. Вывод: мы отталкиваем от себя своих детей потому, что думаем об обществе (социальные мотивы), а не о людях (психологические мотивы). Обидный, но справедливый гол...
Особенно интересными будут для наших школьников ответы “молодых взрослых” (26–33 года, то есть их старших братьев) на вопрос: “Почему бы вы стали жить с родителями при наличии собственной квартиры или возможности ее снять или купить?”. Ответ “родители нуждаются в опеке и заботе” собрал 40%, “мне необходима постоянная поддержка, советы” – четверть, “иначе было бы одиноко” – пятую часть респондентов. Дать эти данные слушателям, предложить подумать, предложить сформулировать свою позицию... Если есть желание, силы и время. Тем более что социологических данных о школьниках в Интернете много, скучать не будете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru